МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кросс-культурный менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент Бортникова Т.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Кросс-культурный менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., профессор Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., профессор Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представление о национально-культурных особенностях народов мира, своеобразии межкультурного общения в многонациональных корпорациях, выработать навыки эффективной межкультурной коммуникации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-32 владением навыками диагностики организационной культуры и умением применять их на практике, умением обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность организационной культуры, ее основные составляющие, типы и виды; методы изучения и диагностики организационной культуры; методы работы в коллективе в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике знания о методах диагностики организационной культуры, обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации; работать в коллективе в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.диагностики организационной культуры и соблюдения этических норм взаимоотношений в организации; работы в коллективе в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет кросскультурного менеджмента, предпосылки возникновения. Понятие кросскультурного шока, его причины. Разнообразие подходов к пониманию сущности культуры. Функции культуры. Система элементов культуры. Теории культуры. Деловые культуры в современном бизнесе, их влияние на кспешную деятельность организации.Сущность и стили межкультурной коммуникации. Межкультурные коммуникации в многонациональных корпорациях. Толерантность в межкультурных коммуникациях.Управление кросс-культурной коммуникацией.
1.1. Предпосылки возникновения и сущность кросс-культурного менеджмента Лекции 7 4 ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.2. Предпосылки возникновения и сущность кросс-культурного менеджмента Практические 7 2 ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.3. Предпосылки возникновения и сущность кросс-культурного менеджмента Сам. работа 7 10 ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.4. Кросскультурный шок Лекции 7 4 ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.5. Кросскультурный шок Практические 7 4 ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.6. Кросскультурный шок Сам. работа 7 10 ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.7. Деловые культуры в современном бизнесе и их влияние на успешную деятельность организации Лекции 7 6 ОК-6, ПК-32 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.8. Деловые культуры в современном бизнесе и их влияние на успешную деятельность организации Практические 7 6 ОК-6, ПК-32 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.9. Деловые культуры в современном бизнесе и их влияние на успешную деятельность организации Сам. работа 7 14 ОК-6, ПК-32 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.10. Межкультурная коммуникация в многонациональных корпорациях Лекции 7 2 ОК-6, ПК-32 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.11. Межкультурная коммуникация в многонациональных корпорациях Сам. работа 7 16 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.12. Межкультурная коммуникация в многонациональных корпорациях Практические 7 4 ОК-6, ПК-32 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.13. Культурные различия в бизнесе и менеджменте различных стран Лекции 7 4 ОК-6, ПК-32 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.14. Культурные различия в бизнесе и менеджменте различных стран Практические 7 6 ОК-6, ПК-32 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.15. Культурные различия в бизнесе и менеджменте различных стран Сам. работа 7 16 ОК-6, ПК-32 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: Учебное пособие М.: Издательский дом "Дело", 2012
Л1.2 Т. О. Соломанидина Организационная культура компании: учеб. пособие. Гриф УМО М.: ИНФРА-М, 2013
Л1.3 Гавра Д.П. Основы теории коммуникаций: Учебник М. : Издательство Юрайт//www.biblio-online.ru/book/D33B5A6A-CBDA-420A-A17C-E1F5179DBB3A., 2017 www.biblio-online.ru/book/D33B5A6A-CBDA-420A-A17C-E1F5179DBB3A.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: М.: Дело, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и специальной литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе (реферате) по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.