МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы филологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доц., Качесова И.Ю,

Рабочая программа дисциплины
Основы филологии

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать целостное представление о филологии как отрасли гуманитарных наук;
выработать основы филологического мировоззрения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-10 способностью использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук (наук об обществе и человеке), в том числе психологии и педагогики, в различных сферах жизнедеятельности
ОПК-1 способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о филологии как отрасли гуманитарных наук, ее исторических корнях и возникновении;
основные этапы развития филологии; объекты современной филологии; ее методологические особенности; состав филологических наук и дисциплин; место филологических наук в современном обществе
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать основными понятиями филологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками различения общего, междисциплинарного и специфического в филологических науках и дисциплинах, оценивания значимости филологического труда для человечества и отдельного человека.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Филология как слово, область практической деятельности, наука. Лекции 1 2 ОК-10, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Этапы развития филологии. Лекции 1 2 ОК-10, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Что изучает современная филология Практические 1 2 ОК-10, ОПК-1 Л1.1
1.4. Текст как объект современной филологии Практические 1 2 ОК-10, ОПК-1 Л1.1
1.5. Язык как объект современной филологии Практические 1 2 ОК-10, ОПК-1 Л1.1
1.6. Основы филологии Сам. работа 1 20 ОК-10, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Современная филология: объекты, методы, статус
2.1. Важнейшие объекты филологии как основа содержательного единства филологических наук. Лекции 1 4 ОК-10, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Филология как метод в филологических и других науках (истории, философии, математике и др.). Лекции 1 2 ОК-10, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Статус филологии в современном мире. Лекции 1 2 ОК-10, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Homo Loquens как объект современной филологии Практические 1 2 ОК-10, ОПК-1 Л1.1
2.5. Научное исследование в области филологии: важнейшие методологические понятия Практические 1 2 ОК-10, ОПК-1 Л1.1
2.6. Научное исследование в области филологии: логика научного исследования Практические 1 2 ОК-10, ОПК-1 Л1.1
2.7. Научное исследование в области филологии: методы научного исследования Практические 1 4 ОК-10, ОПК-1 Л1.1
2.8. Научное исследование в области филологии: комплексный анализ фрагмента научной коммуникации Практические 1 2 ОК-10, ОПК-1 Л1.1
2.9. Итоговая письменная работа Практические 1 2 ОК-10, ОПК-1 Л1.1
2.10. Современная филология: объекты, методы, статус Сам. работа 1 56 ОК-10, ОПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Филология: слово – практическая деятельность – знание – область науки.
2.Филология как отрасль современной науки. Проблема определения филологии и пути ее решения.
3.Современное понимание филологии.
4.Филологические науки и дисциплины.
5.«Донаучный» и «научный» этапы развития филологии.
6.Истоки европейской филологической традиции. Библейская филология и классическая филология. Восточная филология.
7.Возникновение научной филологии. Значение трудов Ф.-А. Вольфа, в определении предмета.
8.История филологии в сер. Х1Х – сер. ХХ вв. как история борьбы двух тенденций: к интеграции и дифференциации научного знания.
9.1960-1970-ые г.г. как начало этапа «новейшей», или современной, филологии.
10.Язык как объект филологии. Естественный язык: язык как система (Ф. Де Соссюр) и как «духовная энергия народа», «дух народа» (В. Гумбольдт). Слово и высказывание как основные единицы языка.
11.Другие знаковые системы, вовлекаемые естественным языком в процессы речевого взаимодействия людей: искусственные языки, параязыки, вторичные моделирующие системы, мифы, фольклор, художественные моделирующие системы и др.
12.Homo Loquens как совокупность граней человека, подведомственных филологии. Проблема человека как проблема филологической науки.
13.Формально-демографические, социально-психологические, культурно-антропологические, философско-мировоззренческие, когнитивные и коммуникативные, лингвистические, ситуативно-поведенческие и др. характеристики Homo Loquens и их значимость для филологии..
14.Понимание текста в современной филологии. Текст как объект филологии.
15.Многообразие текстов. Текст в его отношении к миру текстов, культуре, природе. Функции текста. Ю.М. Лотман о функциях текста.
16.Научное исследование в области филологии: основные методологические понятия.
17.Логика процесса филологического исследования. Движение исследования от постановки проблемы к получению результата.
18.Этапы научного исследования (подготовительный, основной и заключительный), их задачи. Методы исследования в филологических науках.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
На основе изученных приведите определение современной филологии.
Приведите пять – семь терминов филологических наук, которые отражают возникновение и первоначальное развитие филологии.
В чем проявляются процессы дифференциации филологических наук на рубеже Х1Х-ХХ вв.?
В чем проявляются процессы интеграции филологических наук в конце ХХ в?
Приведите пример высказываний, образованных применением средств разных семиотических систем. Ответ аргументируйте.
Истолкуйте пять-семь пословиц о речевой деятельности человека с точки зрения отражения в них правил для говорящего / слушающего.
Предложите свою интерпретацию темы рассмотренного на лекции художественного текста. Ответ аргументируйте.
Какие из изучаемых вами научных дисциплин пользуются методами филологии? Приведите примеры.
Нужна ли современному российскому обществу (отдельному человеку) филология? Ответ аргументируйте.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чувакин А.А., Куляпин А.И. Основы филологии: учеб. пособие М.: Флинта, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 гл. ред. В.Н.Ярцева Лингвистический энциклопедический словарь : словарь М.: Советская энциклопедия, 1990
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э2 www.google.ru – Поисковая система google
Э3 www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э4 www.ict.edu.ru – портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Курс сочетает в себе лекционный (теоретический) материал. Перед тем как приступать к выполнению домашнего задания, необходимо обязательно познакомиться с презентацией теоретического материала.
В конце каждой презентации содержится домашнее задание, а также образцы его выполнения.
2. Для выполнения задания использовать список литературы и источников.
3. Самостоятельные зачетные работы выполняются преимущественно аудиторно.
4. Работа с тезаурусом осуществляется студентами самостоятельно перед каждым новым практическим занятием.
5. Для получения итогового зачета необходимо выполнить следующий минимум:
1) посещение практических занятий и выполнение всех самостоятельных аудиторных работ;
2) выполнение итоговых зачетных работ (аудиторно или внеаудиторно; через электронный ресурс либо подаваться в письменном виде);
3) еженедельное реферирование научных статей по изучаемой теме (см. список для реферирования к каждому занятию);
4) выполнение домашних заданий к каждому практическому занятию;
5) еженедельная работа с глоссарием;
6) участие в обсуждениях на Форумах.