Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Отечественная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ОФ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 78 | 78 | 78 | 78 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова
1.1. | Цель дисциплины – формирование у студентов базовых знаний о различных формах взаимодействия лингвистики и юриспруденции. Реализации цели предполагает решение следующих задач: • сформировать представление о различии юридического и лингвистического подходов к функционированию современного русского языка; • выработать профессиональный интерес обучаемых к решению проблем функционирования современного русского языка в юридической сфере; • дать общую характеристику современных форм, методов, приемов работы с текстами русского языка, функционирующими в юридической сфере. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-1 | способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности |
ПК-2 | способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | современную научную парадигму в области юридической лингвистики |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | решать элементарные профессиональные лингвистические задачи, возникающие на стыке языка и права |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком определения сфер компетенции лингвиста и юриста в теоретических и практических вопросах на стыке языка и права |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Юрислингвистика: содержание и основные понятия | ||||||
1.1. | Введение в дисциплину | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-2 | Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2 |
1.2. | Юридический аспект языка (юрислингвистика) и лингвистические аспекты права (лингвоюристика) | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-2 | Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.6 |
1.3. | Проблемы юридизации естественного языка | Практические | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2 | Л3.2, Л1.1, Л2.3, Л2.6, Л1.2 |
1.4. | Своеобразие метаязыкового мышления юристов | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-2 | Л3.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
1.5. | Проблемы своеобразия метаязыкового мышления филологов | Практические | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.6 |
1.6. | Юрислингвистика: содержание и основные понятия | Сам. работа | 6 | 39 | ПК-1, ПК-2 | Л3.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Лингвоэкспертный дискурс русского языка и его формы | ||||||
2.1. | Понятие лингвоэкспертного дискурса | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-2 | Л3.1, Л3.2, Л2.4, Л1.1 |
2.2. | Речь как источник конфликтных ситуации и предмет анализа лингвоэкспертного дискурса | Практические | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2 | Л3.1, Л3.2, Л2.4, Л1.1 |
2.3. | Речь как правонарушение и объект изучения лингвоэкспертного дискурса | Практические | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2 | Л3.1, Л3.2, Л2.4, Л1.1, Л2.6 |
2.4. | Лингвоправовой дискурс и его специфика | Практические | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2 | Л3.1, Л3.2, Л2.4, Л2.6, Л1.2 |
2.5. | Аналитико-экспертный дискурс и его особенности | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-2 | Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Лингвоэкспертный дискурс | Сам. работа | 6 | 39 | ПК-1, ПК-2 | Л3.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. прикрепленный файл |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. прикрепленный файл |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. прикрепленный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бринев К.И. | Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза: монография | Барнаул // ЭБС "Лань" , 2017 | e.lanbook.com |
Л1.2 | под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина | Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие | Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под редакцией Н.Д. Голева. | Юрислингвистика-9: истина в языке и праве: межвуз. сб. науч. ст. | Барнаул, 2008 | |
Л2.2 | Третьякова В.С. | Речевой конфликт и аспекты его изучения // Юрислингвистика-5: Юридические аспекты языка и лингвистические аспекты права : статья | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004 | |
Л2.3 | Под ред. Н.Д. Голева | Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка: : Межвуз. сб. науч. тр. | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005 | |
Л2.4 | О.А. Хазова | Искусство юридического письма.: монография | М.: Юрайт // ЭБС "Лань", 2018 | www.biblio-online.ru/book/77ACCFF9-09B4-4A15-8D83-D9ABA455F21E. |
Л2.5 | Под ред. Н.Д. Голева | Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии: Межвуз. сб. науч. тр. | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000 | |
Л2.6 | под ред. Н.Д. Голева | Юрислингвистика –7: Язык как феномен правовой коммуникации : межвуз. сб. тр. | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кашанина Т.В. | Юридическая техника: учебник | М.: Эксмо, 2007 | |
Л3.2 | Чувакин А.А. | Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Поисковая система google - www.google.ru | |||
Э2 | Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru | |||
Э3 | Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru | |||
Э4 | vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии | |||
Э5 | www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки | |||
Э6 | Университетская библиотека: www.biblioclub.ru | |||
Э7 | Издательство «Лань»: www.e.lanbook.com | |||
Э8 | Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru | |||
Э9 | Поисковая система google - www.google.ru | |||
Э10 | Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru | |||
Э11 | Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Университетская библиотека: www.biblioclub.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Цель дисциплины – формирование у студентов базовых знаний о различных формах взаимодействия лингвистики и юриспруденции. Реализации цели предполагает решение следующих задач: • сформировать представление о различии юридического и лингвистического подходов к функционированию современного русского языка; • выработать стойкий профессиональный интерес обучаемых к решению про-блем функционирования современного русского языка в юридической сфере; • дать общую характеристику современных форм, методов, приемов работы с текстами русского языка, функционирующими в юридической сфере. В освоение курса большое место занимает знакомство студентов: 1) с научной литературой по ридической линегвистике; 2) с общественными и судебными организациями экспертов-лингвистов России; 3) усвоение базовых понятий новой филологической дисциплины на стыке двух направлений знания: лингвистики и юриспруденции. |