МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бортникова Т.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование целостных знаний об обществе и его структурных элементах, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, о сущности социальных конфликтов, способах их анализа и путях снижения социальной напряженности в обществе; освоение основных методов и процесса социологического исследования; формирование умения анализировать социальные последствия своей профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Условия и предпосылки возникновения социологии как науки, этапы развития социологии. Место и функции социологии в системе гуманитарного знания. Основные структурные элементы общества, их отличительные признаки, существующие между ними и обществом в целом взаимосвязи.Специфику социологического подхода к личности, основные закономерности и формы регуляции социального поведения.Теоретические подходы к объяснению причин социально-экономического неравенства и его последствий для общества
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать основные положения и методы социологической науки для выявления и анализа социально значимых проблем и процессов в обществе. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Оценки социологического знания для анализа проблем современного общества. Понимания природы социальн-экономических конфликтов, способов и методов их разрешения. Иметь навыки работы в коллективе, учитывать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Экономическая социология как наука
1.1. Объект, предмет и методы социологии Лекции 4 1 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Объект, предмет и методы социологии Практические 4 2 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.3. Объект, предмет и методы социологии Сам. работа 4 6 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Основные направления развития социологического знания Лекции 4 1 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.5. Основные направления развития социологического знания Практические 4 4 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.6. Основные направления развития социологического знания Сам. работа 4 10 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. 2. Социальные взаимодействия и процессы
2.1. Социальное взаимодействие и социальные отношения Лекции 4 1 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
2.2. Социальные взаимодействия и социальные отношения Практические 4 4 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
2.3. Социальные взаимодействия и социальные отношения Сам. работа 4 6 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
2.4. Социальные институты и социальные организации Лекции 4 1 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
2.5. Социальные институты и социальные организации Практические 4 4 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
2.6. Социальные институты и организации Сам. работа 4 10 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. 3. Социальные общности, группы и коллективы
3.1. Социальные общности и группы Лекции 4 1 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
3.2. Социальные общности и группы Практические 4 2 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
3.3. Социальные общности и группы Сам. работа 4 8 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
3.4. Малые группы и коллективы Лекции 4 1 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
3.5. Малые группы и коллективы Практические 4 2 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
3.6. Малые группы и коллективы Сам. работа 4 6 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. 4. Общество как социальная система
4.1. Общество как социальная система Лекции 4 1 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
4.2. Общество как социальная система Практические 4 2 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
4.3. Общество как социальная система Сам. работа 4 2 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
4.4. Социальная структура и социальная стратификация Лекции 4 1 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
4.5. Социальная структура и социальная стратификация Практические 4 2 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
4.6. Социальная структура и социальная стратификация Сам. работа 4 2 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. 5.Социальные конфликты
5.1. Социальные конфликты Лекции 4 1 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
5.2. Социальные конфликты Практические 4 4 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
5.3. Социальные конфликты Сам. работа 4 6 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. 6. Социология личности
6.1. Личность и ее социализация Практические 4 2 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
6.2. Личность и ее социализация Сам. работа 4 8 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
6.3. Социальный контроль и девиация Лекции 4 1 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
6.4. Социальный контроль и девиация Практические 4 2 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
6.5. Социальный контроль и девиация Сам. работа 4 4 ОК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов М. : ГУ ВШЭ, 2007
Л1.2 Кравченко А.И. СОЦИОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козлова М.А., Шушанян Н.Р., Багдасарьян Н.Г. - под общ. ред. СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса: учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Рывкина Р.В. Драма перемен: М. : Изд-во Дело, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Социология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается по 4-х балльной шкале.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.