МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Разработка и стандартизация информационных систем
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра международной экономики, математических методов и бизнес-информатики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Поддубнова С.А.

Рецензент(ы):
канд.пед.наук, ст.преподаватель, Шаповалова С.В..

Рабочая программа дисциплины
Разработка и стандартизация информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра международной экономики, математических методов и бизнес-информатики

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон. наук Мамченко О.П.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра международной экономики, математических методов и бизнес-информатики

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р экон. наук Мамченко О.П.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам представление о национальных и международных стандартах, способствующих созданию качественных программных продуктов, конкурентоспособных на рынке программных средств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
ПК-4: способностью документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ПК-7: способностью проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач
ПК-9: способностью составлять техническую документацию проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3 -методы, средства и стандарты проектирования ИС
ПК-4 -перечень документов, разрабатываемых в процессе создания ИС в соответствии со стандартами
ПК-7 -методы и стандарты описания прикладных процессов
ПК-9 -требования стандартов к технической документации автоматизации и информатизации прикладных процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3 -определять оптимальные средства и методы проектирования ИС по видам обеспечения
ПК-4 -определять структуру и содержание разрабатываемых документов в соответствии с требованиями стандартов документированию ИС
ПК-7 - использовать методы описания прикладных процессов в соответствии с требованиями стандартов
ПК-9 - определять состав технической документации в соответствии с требованиями стандартов

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3 - профессиональными программными средствами, используемыми для автоматизации проектирования ИС
ПК-4 - программными средствами для автоматизации процессов документирования
ПК-7 - профессиональными средствами описания прикладных процессов и информационного обеспечения
ПК-9 - профессиональными программными средствами, используемыми для составления технической документации в соответствии с требованиями стандартов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.1 Роль стандартизации и сертификации в процессе информатизации
1.1. Сущность процесса информатизации и основные положения государственной политики в сфере информатизации. Информатизация России. Рынок программных средств.Основные задачи стандартизации, сертификации и лицензирования в сфере информатизации Лекции 4 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Стандартизация элементов информационных технологий и компонентов информационной инфраструктуры Лекции 4 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Основные положения государственного профиля взаимосвязи открытых систем России (ГосПрофиль ВОС) Сам. работа 4 17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Основные документы международной организации по стандартизации Стандарты серии ИСО 9000 ГОСТ Р ИСО'МЭК 9126-93 - Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению Основные факторы, определяющие качество сложных программных средств ГОСТ Р ИСО 9127 – 94 «Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке потребительских программных пакетов» Сам. работа 4 20 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Сущность процесса информатизации Сам. работа 4 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Основные понятия Закона «Об информации, информатизации и защите информации» Сам. работа 4 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Основные направления государственной политики в сфере информатизации Лекции 4 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.10. Понятие единого информационного пространства в «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», цели его формирования Лекции 4 0 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.11. Понятие стандартизации. Основные задачи работ по стандартизации в сфере информатизации Понятие сертификации Основные цели сертификации средств информатизации Лекции 4 0 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.12. Архитектура открытых систем Лекции 4 0 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.13. Основные направления работ по стандартизации в сфере информатизации Направления 1-го приоритета Направления 2-го приоритета Направления 3-го приоритета Лекции 4 0 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.14. Стандартизация элементов информационных технологий и компонентов информационной инфраструктуры Лекции 4 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.15. Основные положения государственного профиля взаимосвязи открытых систем России Сам. работа 4 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.16. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации (ГОСТ 1.2-97 и ГОСТ 1.5-2001) Сам. работа 4 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.17. Порядок разработки государственных стандартов РФ (ГОСТ Р 1.2-92) Стандартизация и смежные виды деятельности (ГОСТ Р 1.12-99) Сам. работа 4 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.18. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов в Государственной системе стандартизации Российской Федерации (ГОСТ Р 1.5-2002) Сам. работа 4 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.19. Общие положения Единой системы программной документации (ГОСТ 19.001-77) Сам. работа 4 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.20. Р-схемы алгоритмов и программ. Обозначения условные графические и правила выполнения в Единой системе программной документации (ГОСТ 19.005-85) Сам. работа 4 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.21. Виды программ и программных документов в Единой системе программной документации (ГОСТ 19.101-77) Сам. работа 4 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.22. Комплекс стандартов на автоматизированные системы по ГОСТ 34.003-90. Сам. работа 4 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Оценка трудоёмкости разработки, тестирования и сопровождения программных средств
2.23. Причины появления некачественного программного обеспечения. Предпосылки стандартизации в области разработки ПО. Структура и содержание советских, российских и международных стандартов Лабораторные 4 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.24. Общие принципы стандартизации. Определение стандарта. Специфика стандарта как нормативного документа. Международные организации по стандартизации: ISO, IEC, IEEE, ANSI, BSI, ГОССТАНДАРТ Лабораторные 4 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.25. Определение и характеристики «незрелой» и «зрелой» компании, разрабатывающей программное обеспечение. Уровни зрелости. Структура уровня зрелости: ключевые области процесса. Разработка ключевых практик и идентификаторов. Лабораторные 4 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.26. Требования стандарта СММ для третьего уровня зрелости. Структура стандартизированного унифицированного процесса разработки программных средств в масштабах компании. Суть проектного подхода в формировании такого процесса. Алгоритм проведения работ по построению и совершенствованию процесса Лабораторные 4 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.27. Реализация процессно-проектного подхода к построению стандартного процесса разработки ПО. Пример технологии реализации: методология Microsoft Solution Framework. Роль MSF в реализации малых проектов и проектов среднего размера. Состав и структура MSF Лабораторные 4 0 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.28. Требования стандарта СММ для четвертого уровня зрелости. Построение систем количественных и качественных показателей для реального управления стандартизированным процессом разработки ПО. Понятие метрики, структура метрики. Классы метрик. Алгоритм построения метрики. Примеры метрик для измерения параметров проекта, процесса разработки и разрабатываемого программного продукта. Лабораторные 4 0 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.29. Требования стандарта СММ для пятого уровня зрелости. Принципы контроля и аудита процесса разработки ПО. Международные стандарты аудита и совершенствования процесса COBIT, ISO/IEC ТО 15504, CMMI – состав и структура. Процедуры и алгоритмы аудита, составление документации по контролю и аудиту. Лабораторные 4 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.30. Подготовка презентации на тему: "Цели, задачи и действия при разработке программного обеспечения. Модели жизненного цикла разработки: области применения, преимущества и недостатки. Методика выбора конкретной модели ЖЦ: матричный метод на базе стандарта IEEE 1074." Сам. работа 4 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.31. Подготовка презетации на тему: "Построение открытых систем. Признаки открытых систем. Референтные модели: модель окружения открытых систем OSE RM и семиуровневая модель взаимосвязи открытых систем OSI RM. Структура модели OSI." Состав профиля и пример его компоновки. Сам. работа 4 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.32. Построение и использование сетевого графика для некоторого условного комплекса работ Лабораторные 4 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.33. Оценка тестируемости программных продуктов Лабораторные 4 0 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.34. Оценка трудоёмкости разработки программных средств Лабораторные 4 0 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.35. Оценка трудоёмкости сопровождения программных средств Лабораторные 4 0 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.36. Сопоставительно-аналоговый метод прогнозирования стоимостных показателей Лабораторные 4 0 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.37. Оценка уровня качества программного обеспечения и информационных систем Лабораторные 4 0 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.38. Поиск оптимальных решений надёжности средствами Excel Сам. работа 4 0 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.39. Доработка лабораторных работ и подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
В приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено учебным планом
5.3. Фонд оценочных средств
В приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС_РиС_ИС_18_ПИ.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гусятников В. Н., Безруков А. И. Стандартизация и разработка программных систем: Учебное пособие М.: Финансы и статистика, 2010 ЭБС "ONLINE"
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зараменских Е.П. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/258E13A0-41F6-4A48-AE82-2EF782B29F96
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Поддубнова С.А. Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий: УМК изд-во АлтГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.intuit.ru
Э2 http://www.gosthelp.ru/text/GOST2819589Ocenkakachestv.html
Э3 http://info-tehnologii.ru/kac_sr/index.html
Э4 http://www.complexdoc.ru/ntdpdf/560049/kachestvo_programmnykh_sredstv_terminy_i_opredeleniya.pdf
Э5 http://quality.eup.ru/MATERIALY5/poksps2.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
OC Windows
MS Office: Word, Excel, Access, PowerPoint
FoxPro и др.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
КАТАЛОГ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ https://www.gost.ru/portal/gost/home/standarts/catalognational
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.