МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория вероятностей и математическая статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория вероятностей и математическая статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика: Прикладная информатика в экономике
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор О.П. Мамченко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор О.П. Мамченко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение курса ¾Теория вероятностей и математическая статистика¿ предназначено для формирования и усвоения знаний, умений, навыков в области экономической теории и практики, которые необходимы для работы в государственных и частных структурах, а также развития профессиональных качеств, компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в сфере экономики.
Основные задачи преподавания дисциплины:
ознакомление студентов с основными концепциями теории вероятностей и прикладной статистики,раскрытие роли вероятностно-статистического инструментария в экономических исследованиях, изучение основных понятий вероятностного анализа, таких как случайные события и вероятности их осуществления, случайные величины и распределения, а также основных теорем теории вероятностей; изучение основ статистического описания данных,постановок и методов решения фундаментальных задач математической статистики, таких как задача оценивания,задача проверки гипотез; изучение основ анализа парных зависимостей,формирование вероятностной интуиции, опирающейся на теоретические знания, развитие навыков постановки и решения прикладных задач стати-
стического анализа,демонстрация математической обоснованности ряда процедур вероятностного и статистического анализа и понимание границ их применимости,привитие практических навыков в использовании математических методов вероятностного и статистического анализа к постановке и решению задач, возникающих из экономической практики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
ОПК-3 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-6 Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные математические методы формализации прикладных задач и основные этапы системного подхода.
3.2.Уметь:
3.2.1.
Умеет применять математические методы формализации и основные этапы системного подхода для решения типовых профессиональных экономических и управленческих задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
Владеет приемами современного математического инструментария для решения экономических задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория вероятностей
1.1. Введение в курс: теория вероятностей, математическая статистика, теория риска, случайные процессы, эконометрика и многомерный статистический анализ, их взаимосвязь и роль в экономических исследованиях Лекции 4 1 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.2. Введение в курс: теория вероятностей, математическая статистика, теория риска, случайные процессы, эконометрика и многомерный статистический анализ, их взаимосвязь и роль в экономических исследованиях Практические 4 4 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.3. Введение в курс: теория вероятностей, математическая статистика, теория риска, случайные процессы, эконометрика и многомерный статистический анализ, их взаимосвязь и роль в экономических исследованиях Сам. работа 4 8 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.4. Правила действий со случайными событиями и вероятностями их осуществления Лекции 4 1 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.5. Правила действий со случайными событиями и вероятностями их осуществления Практические 4 4 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.6. Правила действий со случайными событиями и вероятностями их осуществления Практические 4 4 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.7. Правила действий со случайными событиями и вероятностями их осуществления Сам. работа 4 6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.8. Случайные величины, распределения вероятностей и основные числовые характеристики (включая многомерный случай) Лекции 4 3 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.9. Случайные величины, распределения вероятностей и основные числовые характеристики (включая многомерный случай) Практические 4 8 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.10. Случайные величины, распределения вероятностей и основные числовые характеристики (включая многомерный случай) Сам. работа 4 4 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.11. Распределения вероятностей, наиболее распространенные в социально–экономических исследованиях Лекции 4 4 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.12. Распределения вероятностей, наиболее распространенные в социально–экономических исследованиях Практические 4 2 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.13. Распределения вероятностей, наиболее распространенные в социально–экономических исследованиях Сам. работа 4 4 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.14. Основные результаты ТВ:преобразования случайных величин, неравенство Чебышева, закон больших чисел, центральная предельная теорема. Сам. работа 4 11 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 2.
Раздел 3. Математическая статистика
3.1. Основы статистического описания: генеральная совокупность, выборка, основные выборочные характеристики и анализ их поведения, статистика нормального закона, вариационный ряд и порядковые статистики. Лекции 4 6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.2. Основы статистического описания: генеральная совокупность, выборка, основные выборочные характеристики и анализ их поведения, статистика нормального закона, вариационный ряд и порядковые статистики. Сам. работа 4 1 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.3. Статистическое оценивание параметров, статистики, статистические оценки и их свойства. Функция правдоподобия наблюдений: количество информации, содержащейся в n наблюдениях относительно неизвестного значения параметра Лекции 4 5 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.4. Статистическое оценивание параметров, статистики, статистические оценки и их свойства. Функция правдоподобия наблюдений: количество информации, содержащейся в n наблюдениях относительно неизвестного значения параметра Сам. работа 4 1 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.5. Статистическое оценивание параметров, статистики, статистические оценки и их свойства. Функция правдоподобия наблюдений: количество информации, содержащейся в n наблюдениях относительно неизвестного значения параметра Сам. работа 4 1 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.6. Статистическая проверка гипотез: основные типы статистических критериев, их общая логическая схема, лемма Неймана–Пирсона о наиболее мощном критерии, критерии согласия, однородности и др. Сам. работа 4 1 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.7. Статистическая проверка гипотез: основные типы статистических критериев, их общая логическая схема, лемма Неймана–Пирсона о наиболее мощном критерии, критерии согласия, однородности и др. Сам. работа 4 1 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.8. Статистический анализ парных зависимостей Сам. работа 4 1 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 4. Корреляционный и регрессионный анализ

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
смотри приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
смотри приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кремер Н.Ш. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 В.Е. Гмурман Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике : М.: Юрайт, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.В. Балдин, В.Н. Башлыков, А.В. Рукосуев Теория вероятностей и математическая статистика : учебник М.: Дашков и Ко // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453249
Л2.2 Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 www.biblio-online.ru
Л2.3 Кремер Н.Ш. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Мамченко О.П., Поддубнова С.А. Теория вероятностей и математическая статистика: конспект лекций Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki
Э2 http://www.exponenta.ru Раздел Statistica.
Э3 ftp://ftp.vt.tpu.ru/study/Katsman/public/Probability/New/ Кацман Ю.Я. Курс лекций по теории вероятностей.
Э4 ftp://ftp.vt.tpu.ru/study/Katsman/public/Statistica/Lectures/New/ Кацман Ю.Я. Курс лекций по математической статистике.
Э5 StatSoft, Inc. (2003). STATISTICA (data analysis software system), version 6. www.statsoft.com.
Э6 diqital. svyaznoy.ru.
Э7 www. litres.ru/
Э8 www. kniqka.info/
Э9 www.biblioclub.ru – электронная библиотека.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы в учебных аудиториях
Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
Лабораторные работы требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.