МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные статистические системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 54
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 10 10 10 10
Сам. работа 54 54 54 54
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Зиновьев А.Г.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент, Кузьмин П.И.

Рабочая программа дисциплины
Информационные статистические системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мамченко О.П.,дэн,профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Мамченко О.П.,дэн,профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Целями освоения учебной дисциплины "Статистические информационные системы"являются:
- обучение студетов основам работы с статистической информацией с использованием информационных технологий для решения экономических задач;
- овладение необходимыми навыками сбора, обработки и анализа статистической информации при принятии управленческих решений в экономике на основе использования информационных технологий.
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
- обучение студентов основам овладения статистическими информационными ситемами для задач измерения и принятия управленческих решений в экономике;
- изучить принципы методов сбора, обработки и статистического анализа реальных экономических процессов и явлений во времени и в пространстве;
- получить знания по эмпирическому выводу обработанной и проанализированной статистической информации, а так же закономерностей и законов, действующих в настоящее время;
- научиться применять и использовать информационные технологии при обработке и анализе статистической информации, а также оценивать ее значимость для объяснения поведения исследуемых экономических явлений;
- проверять выдвигаемые гипотезы о свойствах статистических показателей и формах их связи;
- научиться оценивать и использовать результаты статистического анализа для прогноза и принятия обоснованных экономических решений.
Курс имеет прикладную направленность, что реализуется через применение конкретных статистических информационных технологий , предложенных автором рабочей программы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
ПК-17 способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Основные понятия, категории и инструменты статистических информационных систем
2. Общую процедуру применения методов сбора, обработки и анализа статистической информации
3. Основные критерии оценки достоверности и значимости статистической информации
4. Основы применения информационных статистических систем в проведении стратегического анализа и разработке стратегии
5. Основные этапы статистического исследования
6. Экономическую сущность статистических показателей
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Применять информационные технологии при обработке и анализе статистической информации
2. Давать технико-экономическое обоснование проанализированной статистической информации
3. Применять основные методы оценки значимости и достоверности статистической информации
4. Применять информационные статистические системы в проведении стратегического анализа и разработке стратегии
5. Использовать современные компьютерные и информационные технологии
6. Собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию при проведении статистического исследования
7. Экономически интерпретировать полученные результаты статистического исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Программным обеспечением при сборе, обработке и анализе статистической информации
2. Методами и способами сбора, обработки и анализа статистической информации с использованием компьютерных технологий
3. Навыками применения статистических информационных технологий при проведении научных исследований
4. Навыками применения информационных статистических систем при проведении стратегического анализа и разработке стратегии организации
5. Способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Статистические информационные системы
1.1. Предмет и методы статистических информационных систем Лекции 3 1 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные категории статистических информационных систем Лабораторные 3 1 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Статистическая информация и ее источники Лабораторные 3 1 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Измерение и типы измерительных шкал Сам. работа 3 4 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Сбор и формирование статистической информации Сам. работа 3 4 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.6. Методы обработки статистической информации Лекции 3 1 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.7. Статистическое наблюдение этапы его проведения Лабораторные 3 1 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.8. Программное обеспечение статистической информации Лабораторные 3 1 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.9. Сводка и группировка статистической информации. Построение статистических таблиц и графиков средствами MS EXCEL Лабораторные 3 2 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.10. Ряды распределения и статистические графики в MS EXCEL и в пакете SPSS Сам. работа 3 2 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.11. Расчет и анализ показателей описательной статистики в MS EXECL с помощью встроенных функций Лекции 3 1 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.12. Автоматизированный априорный анализ статистической информации в среде MS EXECEL Лабораторные 3 1 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.13. Формирование и анализ выборочной совокупности Сам. работа 3 2 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.14. Расчет ошибки выборки и определение доверительного интервала Сам. работа 3 4 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.15. Оценка качества измерений и измерительных инструментов статистической информации Сам. работа 3 2 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.16. Проверка статистических гипотез, достоверности и значимости статистической информации Сам. работа 3 12 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.17. Статистический анализ взаимосвязей и взаимозависимостей между социально-экономическими явлениями и процессами на основе использования информационных технологий Лекции 3 1 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.18. Анализ результатов исследования статистической информации и статистические выводы Сам. работа 3 2 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.19. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей в MS EXECL с помощью встроенных функций Лабораторные 3 1 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.20. Меры связи и проверка их на значимость Сам. работа 3 4 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.21. Параметрические методы проверки значимости и достоверности статистической информации Сам. работа 3 4 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.22. Дисперсионный анализ статистической информации средствами MS EXCEL Сам. работа 3 4 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.23. Анализ временных рядов и статистическое прогнозирование Сам. работа 3 4 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.24. Моделирование и прогнозирование на основе анализа временных рядов в среде MS EXCEL Лабораторные 3 2 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.25. Статистические показатели временного ряда и методы его выравнивания Сам. работа 3 2 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.26. Методы многомерных группировок в программных средствах MS EXCEL и SPSS Сам. работа 3 4 ПК-3, ПК-17 Л3.2, Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Прилолжения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Файл с ФОС прикреплен в закладке "Приложения"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелобаев, Т. Ю. Давыдова Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес: учеб. пособие для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА]/ ЭБС "ONLINE", 2012
Л1.2 С. А. Нестеров. Информационная безопасность : учебник и практикум для академического бакалавриата: Пособие может использоваться в системах повышения квалификации в рамках образовательной программы дополнительного профессионального образования «Информатика и вычислительная техника». Также может быть полезно широкому кругу специалистов в области информационных технологий. Издательство Юрайт, 2017//ЭБС Университетская библиотека Online biblio-online.ru
Л1.3 под ред. И. И. Елисеевой Статистика: учебник М.: Проспект, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика: учеб. для вузов СПб.: Питер, 2011
Л2.2 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата: Учебник М. : Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л2.3 Шмойлова Р.А. Теория статистики: Учебник из универсальной библиотеки online: Теория статистики Финансы и статистика, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Боченина М.В., Бурова Н.В., Елисеева И.И., Михайлов Б.А., Елисеева И.И. Статистика. Базовый курс: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2011
Л3.2 Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы в экономике: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Лицензионное программное обеспечение
Средства MSOffice; Word; Excel; PowerPoint и другие
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе и выполнение расчетного задания в компьютерном классе. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.