МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Виртуальные музеи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 74
самостоятельная работа 115
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 115 115 115 115
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Виртуальные музеи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является усвоение основных подходов в изучении современных информационных технологий в музейной деятельности и формирование готовности их использования в профессиональной деятельности и исследовательской работе.
Задачи курса:
– освоить содержание основных понятий, обозначенных в современной музеологии;
– проследить особенности в развитии информатизации музейной среды в России;
– уяснить основные подходы к созданию вертуальных музеев;
– рассмотреть проблемы изучения и практического использования вертуального музея.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-23 способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные направления изучения и освоения объектов культурного и природного наследия
- понятийный аппарат, используемый в отечественной музеологии
- основные математические методы для решения прикладных задач;
- основные принципы системного подхода для решения прикладных задач
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно выполнять исследования при решении научно-исследовательских и прикладных задач в профессиональной деятельности с применением современных научно-информационных или образовательных технологий
применять системный подход и математические методы в формализации решении прикладных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- современными методами исследовательской деятельности в области музеологии;
- способностью к профессиональной адаптации и изменению профиля деятельности;
- навыками организации и проведения самостоятельной творческой работы в научно-исследовательском или производственном коллективе;
- cпособность применять системный подход и математические методы в формализации решении прикладных задач в области музейного дела

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Тема 1. Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-23 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Тема 1. Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации Сам. работа 2 30 ОПК-4, ПК-23 Л1.2, Л1.1
1.3. Тема 2. эксперименты по созданию машинных каталогов на базе больших ЭВМ (1960-1970-е гг.) Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Тема 3. локальные текстовые базы данных по отдельным коллекциям в крупных музеях (1960-1970-е гг.) Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Тема 3. локальные текстовые базы данных по отдельным коллекциям в крупных музеях (1960-1970-е гг.) Сам. работа 2 30 ОПК-4, ПК-23 Л1.2, Л1.1
1.6. Тема 4. автоматизированные информационные системы (АИС) в крупных музеях, типовые проектные решения для региональных музеев (начало 1990-х гг.) Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Виртуальные музеи: понятие, история становления и классификация, функции, структура
2.1. Тема 7. История становления виртуальных музеев и сравнение с реальными музеями Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-23 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Тема 8. Классификация виртуальных музеев Лекции 2 4 ОПК-4, ПК-23 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Тема 9. Многообразия функциональных возможностей виртуального музея для различных сфер жизнедеятельности человека Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-23 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Тема 10. Описание структуры виртуальных музеев Лекции 2 4 ОПК-4, ПК-23 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Методы и технологии создания виртуального музея
3.1. Тема 11. Методы создания виртуального музея Практические 2 14 ПК-23 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Тема 11. Методы создания виртуального музея Сам. работа 2 30 ПК-23 Л1.2, Л1.1
3.3. Тема 12. Технологии создания виртуального музея Практические 2 10 ПК-23 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Тема 12. Технологии создания виртуального музея Сам. работа 2 25 ПК-23 Л1.2, Л1.1
3.5. Тема 13. Трехмерная реконструкция виртуального музея: возможности и перспективы использования Практические 2 10 ПК-23 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Тема 14. З-D сканирование музейных экспонатов: оборудование, методика, программное обеспечение. Практические 2 20 ОПК-4, ПК-23 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Экзамен 2 27 ОПК-4, ПК-23 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Мировой информационный кризис. Особенности его проявления в сфере культуры.
2. Информационные технологии в культуре.
3. История использования компьютерных технологий в музеях.
4. Глобальная информационная сеть Интернет, ее роль в деятельности музеев.
5. Представление информации в сети Интернет о музеях России и зарубежных музеях.
6. Музейно-экспозиционная деятельность российских музеев в новых социально-экономических и информационных условиях.
7. "Виртуальный музей". "Живой музей" (музей-театр, музей-салон, музей-клуб и др.).
8. Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации.
9. Виртуальный музей: понятие и его анализ
10. История становления виртуальных музеев и сравнение с реальными музеями
11. Классификация виртуальных музеев
12. Многообразия функциональных возможностей виртуального музея для различных сфер жизнедеятельности человека
13. Описание структуры виртуальных музеев
14. Методы и технологии создания виртуального музея
15. Методы создания виртуального музея
16. Технологии создания виртуального музея
17. Трехмерная реконструкция виртуального музея: возможности и перспективы использования
18. З-D сканирование музейных экспонатов: оборудование, методика, программное обеспечение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не придусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев Современные компьютерные технологии : учебноек пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Н. Турлюн, Н. В. Францева Компьютерные технологии в искусстве костюма и текстиля. Коллаж в Adobe Photoshop [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.2 Л. Н. Турлюн Компьютерные технологии в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Инструкция по освоению электронного курса.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3243
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы семинаров, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Каждый вид работы оценивается оценкой. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по четырехбальной шкале.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Оценка за тестовое задание выставляется по четырехбальной шкале. К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, на положительную оценку (3, 4 балла), но желают повысить итоговую оценку. Студенты допускаются к экзамену в случае спорной итоговой оценки по результатам практических и тестовых заданий.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут. Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно.
Студенты, получившие «отлично» на практических занятиях и за тест получают итоговую оценку "отлично" без сдачи экзамена.
Студенты, получившие «отлично» и «хорошо» за практические и тестовые задания получают итоговую оценку по результатам оценки за экзамен.
Студенты, получившие «удовлетворительно» и «хорошо» за практические и тестовые задания получают итоговую оценку по результатам оценки за экзамен.
Студенты, получившие «удовлетворительно» за практические и тестовые задания, получают итоговую оценку по результатам оценки за экзамен.
Студенты, получившие неудовлетворительно» за практические занятия и за тест к экзамену не допускаются.