Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 16 |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.04. Государственное и муниципальное управление |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z38_03_04_ГМУ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 119 | 119 | 119 | 119 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 16
Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой профессор, д.э.н. Мамченко О.П.
1.1. | Целью преподавания курса является обучение студентов основам работы с экономико-математическими моделями для решения экономических задач, навыкам работы с математическими моделями, реализованными в программных пакетах, умению использовать математические модели и информационные технологии при решении задач экономики. К основным задачам курса относятся: изучение математических моделей в экономике; формирование у студентов простейших навыков формализации экономических задач и освое-ние методов их решения; освоение информационных технологий в экономических исследованиях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-3 | способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия |
ПК-1 | умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения |
ПК-6 | владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций |
ПК-7 | умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления |
ПК-8 | способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает основы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики. Основы математического моделирования, основные этапы построения экономико-математической модели. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет применять методы теории вероятностей для решения профессиональных экономических и управленческих задач |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экономико-математические методы | ||||||
1.1. | Основные задачи экономико-математического моделирования. Понятие о квадратичной форме. Свойства квадратичных форм. Функции многих переменных. Понятие о градиенте функции многих переменных. Класси-ческий метод. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3 |
1.2. | Основные задачи экономико-математического моделирования. Понятие о квадратичной форме. Свойства квадратичных форм. Функции многих переменных. Понятие о градиенте функции многих переменных. Классический метод. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.4, Л3.1, Л1.2, Л2.3 |
1.3. | Численные методы минимизации функций одной переменной. Численные методы анализа поведения функции одной переменной. Численные методы минимизации функций многих переменных и их применение в задачах экономики. Методы минимизации функций многих переменных при наличии ограничений. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-8 | Л1.4, Л3.1, Л2.1, Л2.3 |
1.4. | Численные методы минимизации функций одной переменной. Численные методы анализа поведения функции одной переменной. Численные методы минимизации функций многих переменных и их применение в задачах экономики. Методы минимизации функций многих переменных при наличии ограничений. | Практические | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.4, Л1.2 |
1.5. | Численные методы минимизации функций одной переменной. Численные методы анализа поведения функции одной переменной. Численные методы минимизации функций многих переменных и их применение в задачах экономики. Методы минимизации функций многих переменных при наличии ограничений. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7 | Л3.1, Л1.2, Л2.2 |
1.6. | Алгебраическая проблема собственных значений. Алгебраическая проблема собственных значений. Поиск собственных чисел для матрицы размерности nxn, где n3. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7 | Л1.4, Л3.1, Л2.3 |
1.7. | Алгебраическая проблема собственных значений. | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.4 |
1.8. | Алгебраическая проблема собственных значений. Поиск собственных чисел для матрицы размерности nxn, где n3. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.4, Л3.1 |
1.9. | Модель и метод динамического программирования. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.4, Л2.3 |
1.10. | Модель и метод динамического программирования.Применение метода динамического программирования. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.4, Л2.2 |
1.11. | Применение метода динамического программирования. | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.4, Л2.2 |
1.12. | Случайные величины. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.1 |
1.13. | Случайные величины.Многокритериальные задачи. | Практические | 2 | 3 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.1 |
1.14. | Случайные величины. | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.1 |
1.15. | Многокритериальные задачи. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л3.1, Л2.3 |
1.16. | Многокритериальные задачи. | Сам. работа | 2 | 14 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.3 |
1.17. | Задача Г. Марковица об оптимальном портфеле ценных бумаг. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л3.1, Л1.2 |
1.18. | Задача Г. Марковица об оптимальном портфеле ценных бумаг. | Сам. работа | 2 | 14 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л3.1, Л1.2, Л2.2 |
1.19. | Обыкновенные дифференциальные уравнения и уравнения в частных производных.Разностные схемы, аппроксимирующие дифференциальные уравнения.Модели экономических процессов, выраженных в виде дифференциальных уравнений: модели Р.М. Солоу и Харрода-Домара.Основные понятия теории устойчивости обыкновенных дифференциальных уравнений. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.5, Л1.4 |
1.20. | Обыкновенные дифференциальные уравнения и уравнения в частных производных. | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.5, Л3.1, Л2.2 |
1.21. | Разностные схемы, аппроксимирующие дифференциальные уравнения. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.4, Л3.1, Л2.2 |
1.22. | Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.4 |
1.23. | Модели экономических процессов, выраженных в виде дифференциальных уравнений: модели Р.М. Солоу и Харрода-Домара. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.4 |
1.24. | Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2, Л2.1 |
1.25. | Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
1.26. | Основные понятия теории устойчивости обыкновенных дифференциальных уравнений. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.2 |
1.27. | Расширяющаяся модель Неймана. | Лекции | 2 | 0 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.4, Л3.1, Л1.2, Л2.2 |
1.28. | Расширяющаяся модель Неймана. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.4, Л1.2 |
1.29. | Подготовка к итоговой форме контроля | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.5, Л1.1, Л1.4, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Примерная тематика рефератов 1 Модели национального дохода. 1. Модели оптимального ценообразования. 2. Модели международной торговли. 3. Модели прогнозирования экономических процессов. 4. Модели спроса и предложения. 5. Модели финансовых потоков. 6. Методы оценки рисков деятельности предприятий. 7. Модели и методы оценки инвестиционных проектов. 8. Модели оценки финансовой устойчивости предприятий. 9. Моделирование инфляционных процессов в экономике. 10. Модели экономической эффективности работы коммерческих структур. 11. Модели анализа использования производственных фондов предприятия. 12. Модели анализа производства и реализации продукции. 13. Модели анализа использования трудовых ресурсов предприятия. 14. Модели анализа себестоимости промышленной продукции. 15. Моделирование в налогообложении. 16. Модели экономической оценки земли. 17. Модели экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции. 18. Модели анализа производства продукции растениеводства. 19. Модели анализа производства продукции животноводства. 20. Критерии принятия решений в условиях неопределенностей и риска. 21. Модели формирования заработной платы. 22. Моделирование уровня жизни населения. 23. Моделирование в экономике домашних хозяйств. 24. Модели монополии. 25. Модели прогнозирования. 26. Модели расчета экономической эффективности капиталовложений и инвестиций. 27. Факторы формирования оплаты труда и объективные предпосылки моделирования распределения заработной платы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гмурман В.Е. | Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие | М.: Юрайт, 2011 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | под ред. Грачева М.В., Черемных Ю.Н., Туманова Е.А. | Моделирование экономических процессов: Учебник из университетской библиотеки online | М.: Юнити-Дана, 2015 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119452 |
Л1.3 | Гавриловская Н.В., Жариков А.В., Хворова Л.А., Шварц Е.А. | Экономико-математические методы и модели: | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 | |
Л1.4 | под ред. Н. Ш. Кремера | Высшая математика для экономических специальностей: учебник и практикум | М.: Юрайт, 2011 | |
Л1.5 | Ю. И. Клименко | Высшая математика для экономистов в примерах и задачах: учебник | М.: ЭКЗАМЕН, 2006 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Покровский В.В. | Математические методы в бизнесе и менеджменте: Учебное пособие | М.: Бином, 2008 | |
Л2.2 | Акулич И.Л. | Математическое программирование в примерах и задачах: для бакалавров и магистров | Лань, 2011 | |
Л2.3 | Кремер Н.Ш. | Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов | Юрайт, 2011 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кузьмин П.И. | Эконометрические модели: | Изд-во АлтГУ, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Локальный электронный информационный ресурс: | |||
Э2 | : I:\INFO\TEACHERS\KUZMINPI\MODELS_ECNMT_KPI | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
См. приложение |