МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы математического моделирования социально-экономических процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 119
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 119 119 119 119
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы математического моделирования социально-экономических процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Утвержден 17.03.2000г.

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.э.н. Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой профессор, д.э.н. Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания курса является обучение студентов основам работы с экономико-математическими моделями для решения экономических задач, навыкам работы с математическими моделями, реализованными в программных пакетах, умению использовать математические модели и информационные технологии при решении задач экономики.

К основным задачам курса относятся:
 изучение математических моделей в экономике;
 формирование у студентов простейших навыков формализации экономических задач и освое-ние методов их решения;
 освоение информационных технологий в экономических исследованиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия
ПК-1 умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
ПК-6 владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций
ПК-7 умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления
ПК-8 способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики. Основы математического моделирования, основные этапы построения экономико-математической модели.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять методы теории вероятностей для решения профессиональных экономических и управленческих задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономико-математические методы
1.1. Основные задачи экономико-математического моделирования. Понятие о квадратичной форме. Свойства квадратичных форм. Функции многих переменных. Понятие о градиенте функции многих переменных. Класси-ческий метод. Лекции 2 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.2. Основные задачи экономико-математического моделирования. Понятие о квадратичной форме. Свойства квадратичных форм. Функции многих переменных. Понятие о градиенте функции многих переменных. Классический метод. Сам. работа 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.4, Л3.1, Л1.2, Л2.3
1.3. Численные методы минимизации функций одной переменной. Численные методы анализа поведения функции одной переменной. Численные методы минимизации функций многих переменных и их применение в задачах экономики. Методы минимизации функций многих переменных при наличии ограничений. Лекции 2 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-8 Л1.4, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.4. Численные методы минимизации функций одной переменной. Численные методы анализа поведения функции одной переменной. Численные методы минимизации функций многих переменных и их применение в задачах экономики. Методы минимизации функций многих переменных при наличии ограничений. Практические 2 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.4, Л1.2
1.5. Численные методы минимизации функций одной переменной. Численные методы анализа поведения функции одной переменной. Численные методы минимизации функций многих переменных и их применение в задачах экономики. Методы минимизации функций многих переменных при наличии ограничений. Сам. работа 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Алгебраическая проблема собственных значений. Алгебраическая проблема собственных значений. Поиск собственных чисел для матрицы размерности nxn, где n3. Лекции 2 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.4, Л3.1, Л2.3
1.7. Алгебраическая проблема собственных значений. Сам. работа 2 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.4
1.8. Алгебраическая проблема собственных значений. Поиск собственных чисел для матрицы размерности nxn, где n3. Сам. работа 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.4, Л3.1
1.9. Модель и метод динамического программирования. Сам. работа 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.4, Л2.3
1.10. Модель и метод динамического программирования.Применение метода динамического программирования. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.4, Л2.2
1.11. Применение метода динамического программирования. Сам. работа 2 12 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.4, Л2.2
1.12. Случайные величины. Лекции 2 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.13. Случайные величины.Многокритериальные задачи. Практические 2 3 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.14. Случайные величины. Сам. работа 2 16 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1
1.15. Многокритериальные задачи. Лекции 2 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л3.1, Л2.3
1.16. Многокритериальные задачи. Сам. работа 2 14 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.3
1.17. Задача Г. Марковица об оптимальном портфеле ценных бумаг. Лекции 2 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л1.2
1.18. Задача Г. Марковица об оптимальном портфеле ценных бумаг. Сам. работа 2 14 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.19. Обыкновенные дифференциальные уравнения и уравнения в частных производных.Разностные схемы, аппроксимирующие дифференциальные уравнения.Модели экономических процессов, выраженных в виде дифференциальных уравнений: модели Р.М. Солоу и Харрода-Домара.Основные понятия теории устойчивости обыкновенных дифференциальных уравнений. Лекции 2 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.5, Л1.4
1.20. Обыкновенные дифференциальные уравнения и уравнения в частных производных. Сам. работа 2 12 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.5, Л3.1, Л2.2
1.21. Разностные схемы, аппроксимирующие дифференциальные уравнения. Сам. работа 2 10 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.4, Л3.1, Л2.2
1.22. Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами. Сам. работа 2 10 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.4
1.23. Модели экономических процессов, выраженных в виде дифференциальных уравнений: модели Р.М. Солоу и Харрода-Домара. Сам. работа 2 10 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.4
1.24. Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами. Лекции 2 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.1
1.25. Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.26. Основные понятия теории устойчивости обыкновенных дифференциальных уравнений. Сам. работа 2 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.2
1.27. Расширяющаяся модель Неймана. Лекции 2 0 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.4, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.28. Расширяющаяся модель Неймана. Сам. работа 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.4, Л1.2
1.29. Подготовка к итоговой форме контроля Сам. работа 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.5, Л1.1, Л1.4, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов

1 Модели национального дохода.
1. Модели оптимального ценообразования.
2. Модели международной торговли.
3. Модели прогнозирования экономических процессов.
4. Модели спроса и предложения.
5. Модели финансовых потоков.
6. Методы оценки рисков деятельности предприятий.
7. Модели и методы оценки инвестиционных проектов.
8. Модели оценки финансовой устойчивости предприятий.
9. Моделирование инфляционных процессов в экономике.
10. Модели экономической эффективности работы коммерческих структур.
11. Модели анализа использования производственных фондов предприятия.
12. Модели анализа производства и реализации продукции.
13. Модели анализа использования трудовых ресурсов предприятия.
14. Модели анализа себестоимости промышленной продукции.
15. Моделирование в налогообложении.
16. Модели экономической оценки земли.
17. Модели экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции.
18. Модели анализа производства продукции растениеводства.
19. Модели анализа производства продукции животноводства.
20. Критерии принятия решений в условиях неопределенностей и риска.
21. Модели формирования заработной платы.
22. Моделирование уровня жизни населения.
23. Моделирование в экономике домашних хозяйств.
24. Модели монополии.
25. Модели прогнозирования.
26. Модели расчета экономической эффективности капиталовложений и инвестиций.
27. Факторы формирования оплаты труда и объективные предпосылки моделирования распределения заработной платы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 www.biblio-online.ru
Л1.2 под ред. Грачева М.В., Черемных Ю.Н., Туманова Е.А. Моделирование экономических процессов: Учебник из университетской библиотеки online М.: Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119452
Л1.3 Гавриловская Н.В., Жариков А.В., Хворова Л.А., Шварц Е.А. Экономико-математические методы и модели: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012
Л1.4 под ред. Н. Ш. Кремера Высшая математика для экономических специальностей: учебник и практикум М.: Юрайт, 2011
Л1.5 Ю. И. Клименко Высшая математика для экономистов в примерах и задачах: учебник М.: ЭКЗАМЕН, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Покровский В.В. Математические методы в бизнесе и менеджменте: Учебное пособие М.: Бином, 2008
Л2.2 Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах: для бакалавров и магистров Лань, 2011
Л2.3 Кремер Н.Ш. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кузьмин П.И. Эконометрические модели: Изд-во АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Локальный электронный информационный ресурс:
Э2 : I:\INFO\TEACHERS\KUZMINPI\MODELS_ECNMT_KPI
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложение