МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эффективность ИТ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Поддубнова С.А.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент, Кузьмин П.И.

Рабочая программа дисциплины
Эффективность ИТ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.экон.наук, профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
формирование у бакалавров твердых теоретических знаний и практических навыков по использованию и совершенствованию современного математического аппарата, методов и инструментов принятия
оптимальных решений по видам профессиональной деятельности, их применения для повышения эффективности информационных систем
Задачи учебной дисциплины:
• Сформировать у студентов понимание эффективности ИТ и ее показателей;
• Показать разнообразие существующих методик определения эффективности ИТ;
• Научить студентов практике бюджетирования в области ИТ и оптимизации соотнощения «доходы/расходы».

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 проведение обследования деятельности и ИТ-инфраструктуры предприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Цели обследования предприятия
Методы проведения обследования предприятия
Правила применения методов обследования для различных процессов
Методики сравнения программных средств и информационных технологий.
Алгоритм проведения обследования деятельности и ИТ-инфраструктуры предприятий
3.2.Уметь:
3.2.1.Составлять план обследования
Применять знания в области обследования предприятия и ИТ-инфраструктуры предприятия
Выбирать оптимальную стратегию обследования
Собрать и систематизировать информацию о структуре компании и ее бизнес-процессах
Проводить сравнительный анализ и выбор ИТ для решения прикладных задач и создания ИС.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Основными навыками обследования
Технологией проведения обследования
Навыками анализа результатов обследования
Способностью формировать требования к ИТ-инфраструктуры предприятия
Методами и средствами оценки экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИТ-архитектура прдприятия
1.1. ИТ-архитектура прдприятия Лекции 8 2 Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.2. ИТ-архитектура прдприятия Лабораторные 8 4 Л1.4, Л1.2, Л2.1
1.3. ИТ-архитектура прдприятия Сам. работа 8 10 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Разработка ИТ-инфраструктуры предприятия
2.1. Разработка ИТ-инфраструктуры предприятия Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Разработка ИТ-инфраструктуры предприятия Лабораторные 8 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Разработка ИТ-инфраструктуры предприятия Сам. работа 8 10 Л1.1, Л1.4, Л2.1
Раздел 3. Экономические аспекты ИТ
3.1. Экономические аспекты ИТ Лекции 8 2 Л1.3, Л2.1
3.2. Экономические аспекты ИТ Лабораторные 8 2 Л1.3, Л2.1
3.3. Экономические аспекты ИТ Сам. работа 8 6 Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Понятие экономической эффективности
4.1. Понятие экономической эффективности Лекции 8 2 Л1.3, Л2.1
4.2. Понятие экономической эффективности Лабораторные 8 4 Л1.3, Л2.1
4.3. Понятие экономической эффективности Сам. работа 8 8 Л1.3, Л2.1
Раздел 5. Бюджетирование в сфере информационных технологий
5.1. Бюджетирование в сфере информационных технологий Лекции 8 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.2. Бюджетирование в сфере информационных технологий Лабораторные 8 4 Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.3. Бюджетирование в сфере информационных технологий Сам. работа 8 10 Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Совокупная стоимость владения ИТ
6.1. Совокупная стоимость владения ИТ Лекции 8 2 Л1.3, Л2.1
6.2. Совокупная стоимость владения ИТ Лабораторные 8 6 Л1.3, Л1.4, Л2.1
6.3. Совокупная стоимость владения ИТ Сам. работа 8 12 Л1.3, Л1.4, Л2.1
Раздел 7. Оценка эффективности ИТ-проектов
7.1. Оценка эффективности ИТ-проектов Лекции 8 2 Л1.4, Л2.1
7.2. Оценка эффективности ИТ-проектов Лабораторные 8 4 Л1.4, Л2.1
7.3. Оценка эффективности ИТ-проектов Сам. работа 8 8 Л1.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трофимов В.В. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник для вузов М.: Юрайт, 2011
Л1.2 Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: М.: Финансы и статистика, 2002
Л1.3 Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учеб. пособие Юрайт, 2012 bgkpsm.belstu.by
Л1.4 Смирнова Г.Н., А.А. Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем : Учебник М.:Финансы и статистика, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Трубилин И.Т, Автоматизированные информационные технологии в экономике: М.: Финансы и статистика, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Словари и энциклопедии dic.academic.ru
Э2 Библиотека естественных наук РАН www.benran.ru
Э3 Глоссарий.ру www.glossary.ru
Э4 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов collection.edu.ru
Э5 Интернет университет информационных технологий http://www.intuit.ru/’
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Стратегическое управление вынуждено стало активно пересматривать и обновлять цели развития предприятия, оперативное управление оказалось все более зажатым в жесткие временные рамки. При этом начал объективно формироваться повышенный спрос на информационные системы управления (ИС) различного класса, призванные обеспечить устойчивость предприятий (корпораций) в условиях высокого уровня внешних и внутренних рисков. Внедрение дорогостоящих проектов информатизации предприятий остро поставило вопрос об обоснованности производимых затрат.

Курс «Экономическая эффективность ИТ» посвящен методическим вопросам выбора и оценки информационных систем управления на предприятиях и являет собой описание имеющихся в настоящее время (как общепризнанных, так и дискуссионных) методов и методических подходов для оценки эффективности информационных технологий. Кроме того, в курсе рассматриваются принципы организации и функциональные возможности информационных систем и бюджетирования информационных технологий.

Представленный курс ставит своей целью выявить и показать возникающие в результате внедрения системные эффекты, для перехода, на их основе, к оценке эффективности информационных технологий.
Организация выполнения домашних заданий
При выполнении домашних заданий следует строго придерживаться приведенных в этом разделе правил. Работы, выполненные без соблюдения этих правил, не засчитываются и возвращаются студенту для переработки.
1. Домашние задания выполняются аккуратно на одной стороне листа стандартного формата А4 с использованием приложений MS Office. Текст домашних заданий должен содержать все необходи­мые расчеты и пояснения. Обязательно требуется приложение необходимых распечаток результатов работы компьютерных программ, которые были ис­пользованы при выполнении заданий. Обязательно наличие оглавления и сквозной нумерации всех листов. Листы с тек­стом домашних заданий, в том числе распечатки результатов работы про­грамм и графики, должны быть сшиты.
2. В домашние задания должны быть включены все требуемые зада­чи строго по положенному варианту. Работы, содержащие задания не сво­его варианта, не засчитываются. Перед решением каждой задачи необхо­димо полностью выписать ее условие.
3. При указании преподавателя на требуемую переработку все не­обходимые дополнения студент все требуемые изменения и дополнения прилагает к первоначальному варианту работы, не делая в нем никаких ис­правлений.
4. Во время защиты домашних заданий студент должен кратко из­ложить решения задач и ответить на дополнительные вопросы, продемон­стрировав владение теоретическим материалом и умение применять его к решению конкретных экономических задач.
Темы домашних заданий
Возможные темы домашних заданий:
· Разработка методики оценки экономической эффективности внедрения ERP;
· Разработка методики оценки экономической эффективности внедрения CRM;
· Разработка методики оценки экономической эффективности внедрения системы документооборота;
· Разработка методика оценки экономической эффективности повышения квалификации персонала;
· Разработка методики оценки экономической эффективности смены версии программного обеспечения
· Разработка бюджета производственной ИТ - компании;
· Разработка ИТ – бюджета машиностроительного холдинга.