Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.08. Финансы и кредит |
Профиль | Финансы и кредит |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_04_08_ФиК-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины "Комплексный экономический анализ" является теоретическое освоение студентами материала, необходимого для понимания его как метода научного исследования и как современного вида экономического анализа; формирование у них профессиональных компетенций, связанных с освоением концепций и методов комплексного анализа для принятия управленческих решений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-5 | способностью на основе комплексного экономического и финансового анализа дать оценку результатов и эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления |
ПК-24 | способностью проводить исследование проблем финансовой устойчивости организаций, в том числе финансово-кредитных, для разработки эффективных методов ее обеспечения с учетом фактора неопределенности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия, категории и методы КЭА классификацию факторов и резервов финансово-хозяйственной деятельности систему показателей, характеризующих ресурсный потенциал организации понятие финансовой устойчивости организации систему показателей, характеризующих финансовую устойчивость организации методы рейтингового анализа финансового состояния организации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формировать систему показателей для проведения КЭА проводить факторный анализ ресурсного потенциала организации выявлять резервы улучшения хозяйственной деятельности формировать систему показателей для проведения анализа финансовой устойчивости организации проводить анализ финансовой устойчивости организации и оценивать результаты анализа проводить сравнительный анализ финансового состояния организаций на основе рейтинговой оценки |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | современными методами анализа ресурсного потенциала организации современными приемами расчета и оценки экономических показателей, используемых в КЭА методикой комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации современными методами анализа финансовой устойчивости организации современными приемами расчета показателей, используемых в КЭА для оценки финансовой устойчивости организаций методикой рейтингового анализа для оценки финансового состояния организаций |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Научные основы КЭА | ||||||
1.1. | Цель, функции и содержание КЭА | Лекции | 3 | 2 | ПК-24 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Цель, функции и содержание КЭА | Практические | 3 | 6 | ПК-24 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Цель, функции и содержание КЭА | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-24 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Методология КЭА | ||||||
2.1. | Методы КЭА | Лекции | 3 | 2 | ПК-24 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Методы КЭА | Практические | 3 | 4 | ПК-24 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Методы КЭА | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-24 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Анализ ресурсного потенциала организации | ||||||
3.1. | Анализ производственных ресурсов организации | Лекции | 3 | 2 | ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Анализ производственных ресурсов организации | Практические | 3 | 6 | ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Анализ производственных ресурсов организации | Сам. работа | 3 | 16 | ПК-5 | Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Анализ финансовых ресурсов организации. Рейтинговый анализ ФС организации | ||||||
4.1. | Анализ финансового состояния организации | Лекции | 3 | 2 | ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Анализ финансового состояния организации | Практические | 3 | 6 | ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Анализ финансового состояния организации | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Белоусов А.С., Вадимова С.А. | Финансовый анализ текущей деятельности коммерческого банка : метод разработки | ПГТУ, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Мельник М. В., Поздеев В. Л. | Теория экономического анализа. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Учебник | Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н.А. Казакова | Финансовый анализ в 2 ч.: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Л. Г. Глубокова, М. Н. Семиколенова, В. Н. Стась | Экономический анализ: учеб. пособие: | Барнаул : АлтГУ,, 2017 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3476 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com | |||
Э2 | http://www.biblioclub.ru/catalog/427/ | |||
Э3 | http://garant.park.ru/ — сайт компании «Гарант» | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение курса «Комплексный экономический анализ» позволяет получить теоретические знания и навыки практических расчетов для оценки экономического состояния хозяйствующих субъектов. Построение курса предусматривает проведение лекций, практических и семинарских занятий. На лекциях студенты знакомятся с вопросами, касающимися содержания КЭА, его методологии, последовательности проведения, особенностями современного этапа развития в РФ. Рекомендуется обратить особое внимание на роль КЭА в принятии управленческих решений заинтересованными пользователями. Изучение теории вопроса позволяет уяснить такой важный момент: КЭА является не только аналитической методикой, но это есть и метод экономического анализа, что предопределяет его особое значение в сравнении с другими видами и направлениями экономического анализа. На практических занятиях проводится обсуждение выполненных расчетов, проблем, выявленных в ходе анализа, поиску резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности, что важно для дальнейшей профессиональной деятельности. Отличительной особенностью данного курса является его практикоориентированный характер. Значительное количество аудиторных занятий посвящено выполнению практических заданий, цель которых состоит в приобретении навыков и опыта проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности. Представленные материалы позволяют не только производить необходимые вычисления, но и оценивать полученные результаты. Важным обстоятельством при освоении курса является то, что информационной базой проведения анализа являются данные не условной компании, а публичная финансовая отчетность реального российского акционерного общества. Все расчеты, необходимые для выполнения практикума, основаны на этой информации. Кроме того, для оценки финансово-хозяйственной деятельности Общества студенты могут привлечь дополнительные сведения, содержащиеся в его годовом отчете. Это будет способствовать более эффективному усвоению материала курса. Практические задания охватывают большое количество задач по анализу финансово-экономической деятельности субъектов хозяйствования, что позволяет ознакомиться с последовательностью и основными способами КЭА, освоить методологию аналитических расчетов, понять роль и особенности форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. Практические задания охватывают две области КЭА: 1) анализ ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта, 2) анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта. По каждому направлению существуют свои задачи анализа, инструментарий и алгоритм выполнения, что позволяет приобрести навыки работы специалиста с экономической информацией, ее обработкой для оценки эффективности функционирования субъектов хозяйствования и разработки эффективных управленческих решений. Рекомендуется следующая последовательность выполнения практических заданий: ознакомление с теоретическим и лекционным материалом по данному направлению анализа; уяснение цели,задач и методических подходов к анализу; обоснование методики анализа и построение системы показателей для его проведения; составление аналитических таблиц (графического материала), расчет, аналитическая обработка и интерпретация показателей, указанных в задании; формулирование выводов, заключений и обобщений по результатам проделанной работы; составление аналитического заключения; оформление результатов выполнения практикума в соответствии с требованиями. Решение практических заданий позволяет интенсифицировать изучение литературы по данной тематике, углубить теоретические знания. По результатам решения заданий можно судить о том, насколько освоен теоретический курс и каковы возможности применения полученных знаний на практике. Самостоятельная работа предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины и практическое его применение в расчетах. Рекомендуется самостоятельное изучение законодательства РФ, доступной учебной и научной литературы. Текущий контроль знаний проводится в ходе проверки результатов выполнения практических и тестовых заданий,а также устного опроса студентов преподавателем. Опыт и практические навыки, полученные на этом этапе обучения, далее будут использованы при подготовке курсовых работ и выпускной квалификационной работы. К процедуре итогового контроля знаний по курсу «КЭА» в соответствии с календарно-тематическим планом допускаются студенты, успешно выполнившие практические задания и тесты. |