МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Землеведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 28 28 28 28
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Останин Олег Васильевич;ст.преподватель, Дьякова Галина Сергеевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Землеведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью является изучение географической оболочки, как целого сверхсложного образования, планетарной геосистемы, для оптимизации окружающей природной среды и управления географическими процессами на планетарном уровне.
Задачи курса – это формирование у студентов: 1) знаний о географической оболочке, как планетарном природном комплексе, планетарной геосистеме; 2) знаний о структуре, строении, динамике, закономерностях развития географической оболочки, биосферы, географического пространства, окружающей природной среды, о возможностях управления природопользованием и оптимизации окружающей природной среды, о взаимосвязи, взаимообусловленности компонентов географической оболочки; 3) Формирование физико-географических умений.




2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
ОПК-5 владением знаниями основ учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1) о системе знаний о географической оболочке, как планетарном природном комплексе, планетарной геосистеме;
2)о структуре, строении, динамике, закономерностях развития географической оболочки, биосферы, географического пространства, окружающей природной среды, о возможностях управления природопользованием и оптимизации окружающей природной среды, о взаимосвязи, взаимообусловленности компонентов географической оболочки;
3) местоположение основных природно-географических объектов.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Анализировать фундаментальные основы функционирования географической оболочки и её компонентов.
2. Представлять фундаментальные знания о функционировании природных комплексов в единстве и взаимодействии с окружающим пространством.
3. Читать, конспектировать, структурировать географический текст.
4. Формулировать географические понятия.
5. Читать, знать географические карты.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Уметь строить и анализировать физико-географический профиль.
2. Работать с физико-географической номенклатурой.
3. Уметь графически представить процессы и явления, происходящие на планете.
4. Уметь строить и анализировать графики процессов и явлений, решать с помощью графика задачи.
5. Уметь устанвливать причинно-следственные связи.
6. Уметь решать задачи по определению продолжительности дня, времени восхода и захода Солнца на разных широтах и в разное время года
7. Уметь решать задачи на пересчет времени, определять географические координаты
8. Уметь сравнивать эволюцию атмосферы, гидросферы, биосферы и восстановить эволюцию географической оболочки.
9. Уметь читать и анализировать карты.
10. Уметь составлять характеристики географических поясов на основе анализа картограмм
11. Уметь строить и анализировать диаграммы соотношения площадей, занимаемых географическими поясами, решать задачи
12. Анализировать структуру высотной поясности в разных секторах материков

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Место общего землеведения в системной классификации географических наук.История развития общего землеведения.Основные методы исследований. Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Земля-планета Солнечной системы Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Место общего землеведения в системной классификации географических наук Сам. работа 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Земля во вселенной
2.1. Земля во вселенной.Земля в космическом пространстве.Форма и размеры земли.Географические следствия движения земли. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Масштаб и географические координаты. Форма и размеры Земли Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Литосфера Земли.
3.1. Внутреннее строение Земли. Литосфера. Вещественный состав литосферы. Строение и динамика литосферы. История развития Земли. Рельеф Земли, его происхождение и развитие. Понятие о рельефе. Формы рельефа. Эндогенные процессы. Экзогенные процессы. Общие закономерности формирования рельефа. Лекции 1 4 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Построение и анализ гипсографической кривой Земли Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Физико-географическая номенклатура: материки Сам. работа 1 12 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Атмосфера
4.1. Атмосфера. Состав и строение атмосферы. Физические свойства воздуха и процессы в атмосфере. Погода. Климат. Климатические пояса Земли. Тепловые пояса Земли. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Температура и влажность воздуха. Давление атмосферы. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Гидросфера
5.1. Гидросфера. Общие представления о гидросфере.Физические и химические свойства вод Мирового океана. Циркуляция воды в Мировом океане.Рельеф дна Мирового океана.Воды суши Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
5.2. Гидросфера Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
5.3. Физико-географическая номенклатура: океаны Сам. работа 1 8 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Педосфера
6.1. Педосфера.Понятие почвы. Факторы почвообразования. Морфология почвы. Типы почв и и х географическое распространение. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
6.2. Педосфера Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Биосфера
7.1. Биосфера. Современные представления о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.Ноосферный этап в развити биосферы. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
7.2. Биосфера Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 8. Общие законы географической оболочки
8.1. Географическая оболочка – предмет изучения общего землеведения. Целостность географической оболочки. Круговорот вещества и энергии в географической оболочке. Ритмические явления в географической оболочке. Зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
8.2. Общие законы географической оболочки Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
8.3. Общие законы географической оболочки Сам. работа 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 9. Понятие о географическом ландшафте
9.1. Понятие о географическом ландшафте. Дифференциация географической оболочки. Антропогенный ландшафт. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 10. Динамика географической оболочки
10.1. Динамика географической оболочки. Источники энергии в географической оболочке. Радиационный баланс Земли. Тепловой баланс Земли. Круговорот вещества и энергии — одно из основных свойств динамики географической оболочки. Ритмические процессы в географической оболочке. Динамика биоты. Саморегулирование в географической оболочке Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 11. Основные этапы развития географической оболочки
11.1. Основные этапы развития географической оболочки. Криптозой. Фанерозой. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
11.2. Основные этапы развития географической оболочки Сам. работа 1 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 12. Экологические проблемы географической оболочки
12.1. Экологические проблемы географической оболочки. Экологические проблемы литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы. Лекции 1 2 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1
12.2. Экологические проблемы географической оболочки Сам. работа 1 2 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
ЭУМКД (http://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=1536)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Селиверстов Ю.П., Бобков А.А. Землеведение: – М.: Академа, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Судакова, С.С. Общее землеведение : учеб. для вузов М. : Недра, 1987
Л2.2 Мильков, Ф.Н. Общее землеведение : учеб. для вузов М. : Высш. шк., 1990
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Быкова В.А. Землеведение. Часть 1.: методические указания для практических работ Алт. ун-та, 2011
Л3.2 Быкова В.А. Землеведение. Часть 2.: методические указания для практических работ Алт. ун-та, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Географические Интернет-ресурсы; Web – атлас «Россия как система» (http://sci.aha.ru/RUS/wab_.htm)
Э2 Курс в Moodle "Землеведение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Officе: Word, Excel, PowerPoint
доступ к сети Интернет
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.