МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика трудовых ресурсов АПК

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильЭкономика безопасности в АПК
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_ЭБ в АПК-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 87
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Булатова Г.А.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Экономика трудовых ресурсов АПК

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 ЭКОНОМИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №321)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон.наук, профессор Лобова С. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р экон.наук, профессор Лобова С. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у будущего магистра комплекс знаний, умений и владений навыками, которые позволят ему в будущей деятельности адекватно реагировать на изменения ситуации в сфере занятости, строить систему управления трудовыми ресурсами и персоналом организации в соответствии с обстановкой как на рынке труда в целом, так и применительно к предприятиям АПК.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках
ПК-10 способностью составлять прогноз основных социально - экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом
ПК-11 способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основы современной теории рынка труда;
-понятие и структуру трудовых ресурсов;
-стратегии поведения экономических агентов на рынке труда.


3.2.Уметь:
3.2.1.-выявлять и правильно интерпретировать происходящие изменения в динамике рынка труда, применительно к практике управления трудовыми ресурсами во всех его сегментах;
- применять теоретические положения и методы кадрового менеджмента для решения вопросов управления трудовыми ресурсами;
-самостоятельно анализировать ситуацию на рынке труда и проводить ее оценку.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-важнейшими методами экономического анализа состояния и динамики рынка труда;
-составления баланса трудовых ресурсов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Трудовые ресурсы и их воспроизводство. Формирование трудовых ресурсов. Миграция трудовых ресурсов
1.1. Трудовые ресурсы и их воспроизводство Лекции 4 1 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Трудовые ресурсы и их воспроизводство Практические 4 2 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Трудовые ресурсы и их воспроизводство Сам. работа 4 11 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Формирование трудовых ресурсов Лекции 4 1 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.5. Формирование трудовых ресурсов Практические 4 4 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.6. Формирование трудовых ресурсов Сам. работа 4 12 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.7. Миграция трудовых ресурсов Лекции 4 1 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.8. Миграция трудовых ресурсов Практические 4 4 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.9. Миграция трудовых ресурсов Сам. работа 4 14 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы. Государственное регулирование рынка труда и занятости. Механизм реализации мер государственной политики занятости в АПК
2.1. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы Лекции 4 2 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы Практические 4 2 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы Сам. работа 4 12 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.4. Занятость и безработица в сфере АПК Лекции 4 1 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Занятость и безработица в сфере АПК Практические 4 4 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.6. Государственное регулирование рынка труда и занятости Лекции 4 1 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.7. Занятость и безработица в сфере АПК Сам. работа 4 12 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.8. Государственное регулирование рынка труда и занятости Практические 4 2 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.9. Государственное регулирование рынка труда и занятости Сам. работа 4 12 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.10. Механизм реализации мер государственной политики занятости в АПК Лекции 4 1 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.11. Механизм реализации мер государственной политики занятости в АПК Практические 4 4 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.12. Механизм реализации мер государственной политики занятости в АПК Сам. работа 4 14 ПК-7, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Д. Гуськова, И. Н. Краковская, А. В. Ерастова, Д. В. Родин Управление человеческими ресурсами : учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AB6DD9A6-B667-4865-A3E9-9B5B4D608682
Л1.2 Е. Б. Яковлева [и др.] ; под ред. Е. Б. Яковлевой Рынок труда: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алиев, И. М. Экономика труда : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с., biblio-online.ru/book/7A783BEB-B15C-4469-A5E5-FF3403FAA617.
Л2.2 Б. В. Корнейчук Рынок труда: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

Электронная база данных "Scopus» (http://www.scopus.com)

Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)

Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Магистрант должен прийти в ВУЗ с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим.
Самостоятельная работа студентов предполагает работу со стандартами и учебниками, анализ публикаций в периодической печати, поиск дополнительной информации в сети Интернет, самостоятельное изучение тем учебной программы, промежуточное тестирование, анализ кейсов и аналитическую работу. Лучший способ развития компетенций в области управления персоналом достигается через моделирование действий, поэтому каждая тема курса сопровождается конкретной ситуацией (кейсом), представляющей собой описание действительных событий в области управления персоналом.
Используя лекционный материал, учебники, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы программы учебного курса, и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.
Освоение дисциплины предполагает следующие направления работы:
- изучение понятийного аппарата дисциплины;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- работу над нормативными актами и статьями ведущих экономистов;
- изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки);
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к экзамену;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
- написание письменной работы.
Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера. Все эти вопросы не составляют сути, понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.
Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя не является озвученным учебником, а представляет плод его индивидуального творчества. Он читает свой авторский курс со своей логикой со своими теоретическими и методическими подходами. Это делает лекционный курс конкретного преподавателя индивидуально-личностным событием, которым вряд ли студенту стоит пренебрегать. Кроме того, в своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие недостатки, присущие опубликованным учебникам, учебным пособиям, лекционным курсам.
Количество часов, отведенных для лекционного курса, не позволяет реализовать в лекциях всей учебной программы. Исходя из этого, каждый лектор создает свою тематику лекций, которую в устной или письменной форме представляет студентам при первой встрече. В создании своего авторского лекционного курса преподаватель руководствуется двумя документами - Федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой дисциплины.
Дополнительные материалы по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале Управление трудовыми ресурсами http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=527