МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы управления персоналом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, И.Ю. Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А. Карустян

Рабочая программа дисциплины
Основы управления персоналом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление" (уровень бакалавриата), утвержден 10.12.2014 № 1567

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В. Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В. Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель изучения дисциплины «Основы управления персоналом» заключается в изучении организационно-экономических отношений по поводу управления персоналом на уровне организации и ознакомление студентов с теорией и практическими методами работы по управлению персоналом.
Задачи изучения дисциплины
В процессе изучения дисциплины «Основы управления персоналом» студенты должны:
• изучить научные основы управления персоналом;
• обучиться формам, методам и правилам работы с персоналом организаций;
• сформировать новое мышление в отношении принципов формирования и использования персонала организации любой формы собственности и механизма управления им;
• овладеть системным подходом к управлению персоналом, освоить понятия, категории и законы, регулирующие отношения по поводу управления персоналом;
• овладеть навыками анализа кадровой ситуации, кадрового планирования, набора, отбора, стимулирования, адаптации, карьерного продвижения, обучения, оценки персонала;
• овладеть методами стратегического и тактического управления персоналом;
• научиться разрабатывать обоснованные решения по вопросам управления персоналом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2 владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
ПК-18 способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности
ПК-19 способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические основы управления персоналом; основные направления и методы проектирования системы управления персоналом; теоретические и методологические основы организации групповой работы, основы эффективных коммуникаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания современной теории и методологии управления персоналом на практике; применять основные и специальные методы анализа, проектирования, развития системы управления персоналом; принимать обоснованные кадровые решения, строить эффективные коммуникации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализировать и оценивать состояние работы с персоналом, разрабатывать и обосновывать предложения по развитию системы управления персоналом навыками стратегического и оперативного управления, разработки кадровых проектов; навыками командообразования, группового взаимодействия и работы; построения эффективных коммуникаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Система управления персоналом. Организация работы с персоналом. Кадровые технологии.
1.1. Система управления персоналом организации Лекции 3 2 ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.2. Система управления персоналом организации Практические 3 0 ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Система управления персоналом организации Сам. работа 3 10 ПК-18 Л2.1, Л1.3
1.4. Теория и практика организации работы с персоналом Лекции 3 2 ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.5. Теория и практика организации работы с персоналом Практические 3 0 ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Теория и практика организации работы с персоналом Сам. работа 3 10 ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Кадровое планирование Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.8. Кадровое планирование Практические 3 0 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Кадровое планирование Сам. работа 3 8 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л1.3
1.10. Набор персонала Лекции 3 0 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.11. Набор персонала Практические 3 1 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.12. Набор персонала Сам. работа 3 9 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.3
1.13. Отбор персонала Лекции 3 0 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.14. Отбор персонала Практические 3 1 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.15. Отбор персонала Сам. работа 3 9 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.3
1.16. Трудовая адаптация персонала Лекции 3 0 ОПК-6, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.17. Трудовая адаптация персонала (ориентация и адаптация) Практические 3 1 ОПК-6, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.18. Трудовая адаптация персонала (ориентация и адаптация) Сам. работа 3 9 ОПК-6, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.3
1.19. Трудовая мотивация и стимулирование труда Лекции 3 0 ОПК-6, ПК-2, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.20. Трудовая мотивация и стимулирование труда Практические 3 1 ОПК-6, ПК-2, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.21. Трудовая мотивация и стимулирование труда Сам. работа 3 9 ОПК-6, ПК-2, ПК-19 Л2.1, Л1.3
1.22. Развитие и обучение персонала Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-2, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.23. Развитие и обучение персонала Практические 3 0 ОПК-6, ПК-2, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.24. Развитие и обучение персонала Сам. работа 3 8 ОПК-6, ПК-2, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.3
1.25. Управление карьерой персонала Лекции 3 0 ОПК-6, ПК-2, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.26. Управление карьерой персонала Практические 3 1 ОПК-6, ПК-2, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.27. Управление карьерой персонала Сам. работа 3 9 ОПК-6, ПК-2, ПК-18 Л2.1, Л1.3
1.28. Оценка персонала организации Лекции 3 0 ОПК-6, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.29. Оценка персонала организации Практические 3 1 ОПК-6, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.30. Оценка персонала организации Сам. работа 3 9 ОПК-6, ПК-19 Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бабосов, Е. М. Управление персоналом. : Учебное пособие из университетской библиотеки online Минск : ТетраСистемс, 2012 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=111916
Л1.2 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Дейнека А. В. Управление персоналом организации: Учебник Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017//http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=454057&sr=1, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Ю. Базаров Управление персоналом: практикум: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;
Э2 http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВО «АлтГУ»;
Э3 http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
Э4 http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
Э5 http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань»;
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.