МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социального страхования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, И.Ю. Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Основы социального страхования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В. Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В. Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Основы социального страхования» заключается в изучении организационно-правовых основ и социально-экономических отношений по поводу социальной защиты и социального страхования на уровне государства, отрасли и организации и ознакомление студентов с теорией и практическими методами работы по социальному страхованию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владение навыками работы с внешними организациями (Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Федеральной службой по труду и занятости, кадровыми агентствами, службами занятости населения)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические основы социальной защиты и социального страхования населения.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания современной теории и методологии социальной защиты и социального страхования на практике (пенсионное, медицинское, профессиональное, социальное и проч.).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с внешними организациями социальной защиты и социального страхования населения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Система социальной защиты населения. Теория социального стразования. Основные направления социального страхования. Управление соуиальном страхованием.
1.1. Место социального страхования в государственной системе социальной защиты населения Лекции 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Место социального страхования в государственной системе социальной защиты населения Практические 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.3. Место социального страхования в государственной системе социальной защиты населения Сам. работа 4 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.4. Система социального страхования Лекции 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.5. Система социального страхования Практические 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.6. Система социального страхования Сам. работа 4 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.7. Формы социального страхования Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.8. Формы социального страхования Практические 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.9. Формы социального страхования Сам. работа 4 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.10. Социальное страхование Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.11. Социальное страхование Практические 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.12. Социальное страхование Сам. работа 4 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.13. Пенсионное обеспечения граждан в РФ Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.14. Пенсионное обеспечения граждан в РФ Практические 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.15. Пенсионное обеспечения граждан в РФ Сам. работа 4 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.16. Медицинское социальное страхование Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.17. Медицинское социальное страхование Практические 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.18. Медицинское социальное страхование Сам. работа 4 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.19. Управление системой социального страхования Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.20. Управление системой социального страхования Практические 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.21. Управление системой социального страхования Сам. работа 4 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.22. Финансовая система социального страхования Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.23. Финансовая система социального страхования Практические 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.24. Финансовая система социального страхования Сам. работа 4 10 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Роик В.Д. Социальное страхование : учебник и практикум для академического бакалавриата учебник и практикум для академического бакалавриата/www.biblio-online.ru/book/86228E9F-B5B5-458A-92C6-5C7B9F6A398D., 2018 www.biblio-online.ru/book/86228E9F-B5B5-458A-92C6-5C7B9F6A398D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Д. Роик Основы социального страхования: организация, экономика и право: учебник М.: Изд-во РАГС, 2007
Л2.2 Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): монография Проспект, 2015
Л2.3 А.В. Якушев Социальная защита и социальная работа: М.: А-Приор, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56374
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;
Э2 http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВО «АлтГУ»;
Э3 http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
Э4 http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
Э5 http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань»;
Э6 http://www.biblioclub.ru – электронная научная библиотека;
Э7 http://www.personal.ru - электронная версия журнала "Управление персоналом".
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.