МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антикризисное управление персоналом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, И.Ю. Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Антикризисное управление персоналом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В. Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В. Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Антикризисное управление персоналом» заключается в изучении организационно-экономических отношений по поводу управления персоналом в условиях кризиса в организации и ознакомление студентов с теорией и практическими методами работы по антикризисному управлению персоналом и приобретение необходимых компетенций.
Задачи изучения дисциплины
В процессе изучения дисциплины «Антикризисное управление персоналом» студенты должны:
• изучить научные основы управления персоналом в условиях кризиса;
• обучиться формам, методам и правилам работы с персоналом организаций в условиях кризиса в организации;
• сформировать новое мышление в отношении принципов формирования и использования персонала кризисной организации любой формы собственности и механизма управления им

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14 владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике
ПК-24 способностью применять на практике методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования в организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические основы анализа показателей по труду, построения системы антикризисного управления персоналом, материального и нематериального стимулирования персонала в кризисных ситуациях.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять а практике базовые знания современной методологии анализа кризисной ситуации и показателей по труду, методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования персонала в кризисных ситуациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализировать и оценивать состояние работы с персоналом, разрабатывать и обосновывать предложения по антикризисному управлению персоналом (овладеть навыками анализа кадровой ситуации, разработки и реализации кадровой политики в условиях кризиса;овладеть методами стратегического и тактического антикризисного управления персоналом;научиться разрабатывать обоснованные решения по вопросам антикризисного управления персоналом);
материального и нематериального стимулирования персонала в кризисных ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Система антикризисного управления персоналом. Управление персоналом в различных кризисных ситуациях.
1.1. Теоретические основы антикризисного управления Лекции 8 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Теоретические основы антикризисного управления Практические 8 2 ПК-14 Л2.1, Л1.1
1.3. Теоретические основы антикризисного управления Сам. работа 8 8 ПК-14 Л2.1, Л1.1
1.4. Система антикризисного управления персонала организации Лекции 8 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Система антикризисного управления персонала организации Практические 8 2 ПК-14 Л2.1, Л1.1
1.6. Система антикризисного управления персонала организации Сам. работа 8 8 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Стратегия и тактика работы с персоналом в условиях кризиса Лекции 8 2 ПК-14, ПК-24 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Стратегия и тактика работы с персоналом в условиях кризиса Практические 8 2 ПК-14, ПК-24 Л2.1, Л1.1
1.9. Стратегия и тактика работы с персоналом в условиях кризиса Сам. работа 8 8 ПК-14, ПК-24 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Управление персоналом при ликвидации организации Лекции 8 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
1.11. Управление персоналом при ликвидации организации Практические 8 4 ПК-14, ПК-24 Л2.1, Л1.1
1.12. Управление персоналом при ликвидации организации Сам. работа 8 8 ПК-14, ПК-24 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Управление персоналом при сокращении штата организации Лекции 8 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Управление персоналом при сокращении штата организации Практические 8 4 ПК-14, ПК-24 Л2.1, Л1.1
1.15. Управление персоналом при сокращении штата организации Сам. работа 8 8 ПК-14, ПК-24 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Управление персоналом при наступлении несчастного случая в организации Лекции 8 0 ПК-14 Л2.1, Л1.1
1.17. Управление персоналом при наступлении несчастного случая в организации Практические 8 2 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Управление персоналом при наступлении несчастного случая в организации Сам. работа 8 8 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Формирование и использование персонала в различных кризисных ситуациях организации Лекции 8 2 ПК-14, ПК-24 Л2.1, Л1.1
1.20. Формирование и использование персонала в различных кризисных ситуациях организации Практические 8 4 ПК-14, ПК-24 Л2.1, Л1.1
1.21. Формирование и использование персонала в различных кризисных ситуациях организации Сам. работа 8 10 ПК-14, ПК-24 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Управление трудовыми спорами Лекции 8 0 ПК-24 Л2.1, Л1.1
1.23. Управление трудовыми спорами Практические 8 2 ПК-24 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Управление трудовыми спорами Сам. работа 8 8 ПК-24 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Дейнека А. В. Управление персоналом организации: Учебник Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017//http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=454057&sr=1, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Веснин В. Р. , Юрьева Т. В. Антикризисное управление: Учебно-практическое пособие из университетской библиотеки "Online" М.: Евразийский открытый институт/http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90672, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;
Э2 http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВО «АлтГУ»;
Э3 http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
Э4 http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
Э5 http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань»;
Э6 http://www.biblioclub.ru – электронная научная библиотека;
Э7 http://www.personal.ru - электронная версия журнала "Управление персоналом".
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.