Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 35.03.10. Ландшафтная архитектура |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 35_03_10_ЛА-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 27 | 27 | 27 | 27 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.н.г., доцент Останин О.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является формирование знаний об атмосфере, происходящих в ней физических и химических процессах, определяющих погоду; а также объяснение основных закономерностей климата Земли, включая представление о формировании термического режима, влагооборота, общей циркуляции атмосферы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ОПК-2 | пониманием роли основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических, географических условиях с учетом техногенной нагрузки |
ПК-5 | готовностью к выполнению работ по инвентаризации на объектах ландшафтной архитектуры и мониторинга их состояния |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - закономерности динамики урбоэкосистем в различных климатических, географических условиях при различной интенсивности техногенной нагрузки - механизмы воздействия техногенной нагрузки на состояние климатический условий территории - методологические основы использования знаний закономерностей динамики урбоэкосистем в различных климатических, географических условиях при различ-ной интенсивности техногенной нагрузки; - механизмы воздействия техногенной нагрузки на состояние климатический условий территории; - основные этапы по инвентаризации климатических факторов на объектах ландшафтной архитектуры; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выявлять механизмы воздействия техногенной нагрузки на состояние климатический условий территории; - осуществлять основные работы по инвентаризации климатических факторов на объектах ландшафтной архитектуры - определять роль основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических условиях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - выявления механизмов воздействия техногенной нагрузки на состояние климатический условий территории - осуществления основных работ по инвентаризации климатических факторов на объектах ландшафтной архитектуры и мониторинга их состояния. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Метеорология | ||||||
1.1. | Метеорология и климатология как наука. Организация гидрометеорологических наблюдений в России | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.2. | Метеорология и климатология как наука. Организация гидрометеорологических наблюдений в России | Практические | 5 | 4 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.3. | Воздух и атмосфера | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.4. | Состав сухого воздуха у земной поверхности. Изменение состава воздуха с высотой. Газовые и аэрозольные примеси. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.5. | Давление воздуха. Основное уравнение статики атмосферы | Лекции | 5 | 2 | ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.6. | Давление воздуха | Практические | 5 | 4 | ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.7. | Давление воздуха. Основное уравнение статики атмосферы | Сам. работа | 5 | 0 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.8. | Радиационные процессы | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.9. | Наблюдения за солнечной радиацией | Практические | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.10. | Распределение солнечной радиации на границе атмосферы. Географическое распределение суммарной радиации земной поверхности на земном шаре. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.11. | Особенности распределения прямой, суммарной солнечной радиации, зависимость ее от крутизны склонов. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.12. | Тепловой режим атмосферы | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.13. | Измерение температуры воздуха и почвы | Практические | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.14. | Географическое распределение температуры, влияние суши и моря, орографии и морских течений. Температуры широтных кругов, аномалии температуры. Температура полушарий и Земли в целом. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.15. | Вода в атмосфере | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.16. | Влажность воздуха: величины и измерение | Практические | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.17. | Облака, осадки, снежный покров. | Практические | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.18. | Самописцы. Географическое распределение осадков. Снежный покров. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.19. | Барическое поле и ветер | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.20. | Ветер. Циклоны и антициклоны | Практические | 5 | 0 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.21. | Общая циркуляция атмосферы. Местные ветры | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.22. | Годовой ход, месячные и годовые аномалии давления. Среднее распределение давления у земной поверхности в январе и июле. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.23. | Построение розы ветров. | Сам. работа | 5 | 1 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
Раздел 2. Климатология | ||||||
2.1. | Климаты Земли | Лекции | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.2. | Климат. | Практические | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.3. | Климатообразующие процесы. Географические факиторы климата. Генетическая класификация климатов Б.П. Алисова, В. Кеппена | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.4. | Загрязнение атмосферного воздуха | Лекции | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.5. | ПДК, комплексный индекс загрязнения ИЗА, кислотные дожди, основные загрязняющие вещества. Сеть службы контроля загрязнения атмосферы. Уровень загрязнения воздуха городов России и Алтайского края. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.6. | Мониторинг загрязнения окружающей среды | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.7. | Подготовка к экзамену | Экзамен | 5 | 27 | ОПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. ФОС по дисциплине |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. ФОС по дисциплине |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. ФОС по дисциплине |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. Ф. Харламова, Н. В. Захарчук | Метеорология и климатология : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | : http://elibrary.asu.ru/handle/asu/981 |
Л1.2 | С. П. Хромов, М. А. Петросянц | Метеорология и климатология: учеб. для вузов: учеб. для вузов | М. : Изд-во МГУ; М. : КолосС , 2004 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | авт.-сост. Н. Ф. Харламова, Н. В. Захарчук | Учение об атмосфере : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Н. Ф. Харламова, Н. В. Захарчук | Климатология с основами метеорологии : учеб.-метод. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Кислов, Александр Викторович | Климатология : учебник | М. : Академия, 2011 | |
Л2.4 | А.И. Байтелова, М.Ю. Гарицкая, Т.Ф. Тарасова, О.В. Чекмарева | Учение об атмосфере : учебное пособие | Оренбург : ОГУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Климатология с основами метеорологии. Учение об атмосфере. Электронный курс на сайте АлтГУ / раздел Образовательный портал | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Сайт ВНИИГМИ МЦД | www.meteo.ru | ||
Э3 | Сайт Гидрометцентра России | www.meteo.info | ||
Э4 | Сайт Западно-Сибирского гидрометцентра | www.meteo-nso.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle «Климатология с основами метеорологии» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Сайт ВНИИГМИ МЦД http://www.meteo.ru 2. Сайт Гидрометцентра России http://www.meteo.info 3. Сайт Западно-Сибирского гидрометцентра http://www.meteo-nso.ru/ 4. Погода в 243 странах мира https://rp5.ru/ 5. Климатология с основами метеорологии. Учение об атмосфере. Электронный курс на сайте АлтГУ / раздел Образовательный портал http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=24 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические указания студентам по изучению дисциплины Магистрант в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени до 50% от всего времени изучаемого цикла. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться. Работа на лекции На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки). Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и др. Подготовка к семинару Значительную роль выполняют семинарские занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся. Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров. Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. Подготовка к сессии Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно - экзаменационной сессией. Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. |