Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 16 |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.05. Бизнес-информатика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_05_БИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 16
Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р экон. наук, профессор Мамченко О.П.
1.1. | Цель данного курса – научить студентов использовать основные методы эконометрики, необходимые для проверки предлагаемых и выявлении новых эмпирических зависимостей, а так же дать представление о современном инструментарии эконометрического моделирования, познакомить их с практическим применением методов эконометрики при проведении научных и прикладных экономических исследований на основе экономической теории и реальных статистических данных, с использованием современных прикладных программ и компьютерных технологий. Задачи курса • изучить принципы количественного анализа реальных экономических процессов и явлений во времени и в пространстве; • получить знания по эмпирическому выводу экономических зависимостей, закономерностей и законов, действующих в настоящее время; • научиться строить и использовать эконометрические модели, а также оценивать их параметры для объяснения поведения исследуемых экономических явлений; • проверять выдвигаемые гипотезы о свойствах экономических показателей и формах их связи; • научиться оценивать и использовать результаты экономического анализа для прогноза и принятия обоснованных экономических решений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-18 | способность использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-3 1. Приемы работы и формирования с отечественными и зарубежными источниками информации 2. Общую процедуру применения методов сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования 3. Основные критерии оценки обработки и анализа со-бранной статистической информации при эконо-метрическом моделиро-вании ПК-18 1. Основные этапы экономет-рического моделирования 2. Основы информатики и ком-пьютерных технологий с целью построения эконометрических моделей 3. Экономическую сущность моделируемых показателей и параметров эконометриче-ских моделей. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-3 Использовать современные компьютерные и информа-ционные технологии при сборе, обработке и анализе статистической информа-ции 2. Представлять результаты статистической информа-ции в виде статистических таблиц и графиков 3. Обобщать и грамотно оформлять полученные ре-зультаты исследования в виде аналитического отчета ПК-18 1. Использовать современ-ные компьютерные и ин-формационные техноло-гии при построении эко-нометрических моделей 2. Собирать, обрабатывать и анализировать статисти-ческую информацию при проведении эконометрического исследования 3. Экономически интерпретировать полученные ре-зультаты эконометриче-ского моделирования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-3 1. Навыками использо-вания компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической ин-формации при прове-дении эконометриче-ского исследования 2. Современными мето-дами оценки и анали-за собранной и обра-ботанной статистиче-ской информации с учетом ее достовер-ности 3.Компьютерными про-граммными продуктами при реали-зации методов сбора, обработки и анализа статистической информации ПК-18 Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической ин-формации при проведе-нии эконометрического исполь-зования компьютерных тех-нологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследо-вания 2. Современными методами оценки и анализа экономет-рических показателей с уче-том их значимости и качества 3.Компьютерными программными продуктами при реализации эконо-метрических методов исследования для принятия управ-ленческих ре-шений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в эконометрическое исследование. Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов. Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров. Системы одновременных уравнений. Двухшаговый метод. | ||||||
1.1. | Числовые характеристики случайных величин | Лекции | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Числовые характеристики случайных величин | Практические | 6 | 4 | ПК-18 | Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Количественная оценка тесноты и направления связи | Лекции | 6 | 4 | ПК-18 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
1.4. | Корреляционный и дисперсионный анализ | Практические | 6 | 4 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.5. | Эконометрические модели и их виды | Лекции | 6 | 4 | ПК-18 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
1.6. | Построение модели парной линейной регрессии | Практические | 6 | 6 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
1.7. | Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров | Лекции | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.8. | Проверка моделей на адекватность и качество | Практические | 6 | 6 | ПК-18 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 |
1.9. | Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов | Лекции | 6 | 4 | ПК-18 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.10. | Построение моделей множественной регрессии | Практические | 6 | 6 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
1.11. | Нелинейные модели. | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.12. | Предпосылки применения метода наименьших квадратов | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-18 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.13. | Фиктивные переменные в уравнении множественной регрессии | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
1.14. | Определение прогнозных значений и доверительных интервалов прогноза по модели парной линейной регрессии | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.15. | Системы одновременных уравнений | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.16. | Структурная и приведенная формы моделей | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-18 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.17. | Уравнение множественной регрессии в стандартизированном масштабе | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
1.18. | Модели временных рядов | Сам. работа | 6 | 3 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.19. | Динамические модели | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-18 | Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
1.20. | Модели с распределенными лагами | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.21. | Обобщенный метод наименьших квадратов | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.22. | Инструментальные переменные | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
1.23. | Метод максимального правдоподобия в моделях регрессии | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.24. | Гетероскедастичность и корреляция во времени | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-18 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.25. | Дискретные зависимые переменные | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.26. | вопросы спецификации эконометрических моделей | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
1.27. | Проверка адекватности динамичеких моделей | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Файл с ФОС прикреплен в закладке "Приложения". |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | П. К. Катышев, Я. Р. Магнус, А. А. Пересецкий | Эконометрика. Начальный курс.: учебник | М. : Изд-во "Дело", 2009 | |
Л1.2 | Елисеева И.И. - Отв. ред. | ЭКОНОМЕТРИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Елисеева И.И., Курышева С.В., Гордеенко Н.М. | Практикум по эконометрике: учеб. пособие для экон. вузов | М.: Финансы и статистика, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. В. Артамонов | Введение в эконометрику: курс лекций | М.: Изд-во МЦНМО, 2011 | |
Л2.2 | Тимофеев В. С., Фаддеенков А. В., Щеколдин В. Ю. | ЭКОНОМЕТРИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л2.3 | под ред. В. С. Мхитаряна | Эконометрика: учебник | М.: Проспект, 2008 | |
Л2.4 | под ред. И. И. Елисеевой | Практикум по эконометрике: учеб. пособие для экон. вузов | Финансы и статистика, 2008 | |
Л2.5 | Кремер Н.Ш., Путко Б.А. | Эконометрика: учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2008 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кузьмин П.И. | Эконометрические модели: | Изд-во АлтГУ, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Эконометрика (Econometrics) | ru.coursera.org | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Лицензионное программное обеспечение Средства MSOffice; Word; Excel; PowerPoint и другие Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page. 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе и выполнение расчетного задания в компьютерном классе. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Перечень лабораторных заданий и указания размещены в пособии: 1. Эконометрические модели: учебное пособие / Кузьмин П.И. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - 179 с. |