МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эконометрика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Э-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 67
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Лабораторные 44 44 44 44
Сам. работа 67 67 67 67
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Зиновьев А.Г.;канд.физ-мат. наук, доцент, Кузьмин П.И.

Рецензент(ы):
канд.физ.- мат.наук, доцент, Свердлов М.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Эконометрика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон. наук, профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р экон. наук, профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель данного курса – научить студентов использовать основные методы эконометрики, необходимые для проверки предлагаемых и выявлении новых эмпирических зависимостей, а так же дать представление о современном инструментарии эконометрического моделирования, познакомить их с практическим применением методов эконометрики при проведении научных и прикладных экономических исследований на основе экономической теории и реальных статистических данных, с использованием современных прикладных программ и компьютерных технологий.
Задачи курса

• изучить принципы количественного анализа реальных экономических процессов и явлений во времени и в пространстве;
• получить знания по эмпирическому выводу экономических зависимостей, закономерностей и законов, действующих в настоящее время;
• научиться строить и использовать эконометрические модели, а также оценивать их параметры для объяснения поведения исследуемых экономических явлений;
• проверять выдвигаемые гипотезы о свойствах экономических показателей и формах их связи;
• научиться оценивать и использовать результаты экономического анализа для прогноза и принятия обоснованных экономических решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
ПК-4 способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
ПК-6 способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
ПК-7 способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3
1. О предмете, методах и задачах эконометрики, об этапах эконометрического исследования,
2. об определении взаимосвязей и взаимозависимостей между экономическими показателями, об оценке их влияния друг на друга, о степени значимости построенной эконометрической модели и ее параметров и
3. о принятии обоснованных решений на основе проведенного эконометрического анализа и прогнозирования.
ПК-4

1. Основные этапы эконометрического моделирования
2. Основы информатики и компьютерных технологий с целью построения эконометрических моделей
3. Экономическую сущность моделируемых показателей и параметров эконометрических моделей
ПК-6
1. Приемы выбора инструментальных средств для сбора и обработки статистической информации
2. Общую процедуру применения методов сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
3. Основные критерии оценки обработки и анализа собранной статистической информации при эконометрическом
моделировании
ПК-7
1. Приемы работы и формирования с отечественными и зарубежными источниками информации
2. Общую процедуру применения методов сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
3. Основные критерии оценки обработки и анализа собранной статистической информации при эконометрическом моделировании
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3
1. Использовать современные компьютерные и информационные технологии при сборе, обработке и анализе статистической информации
2. Обобщать и обосновывать полученные результаты исследования оформляя их в виде аналитического отчета, статистических таблиц и графиков
3. Экономически интерпретировать результаты расчетов при проведении эконометрического исследования
ПК-4
1.Использовать современные компьютерные и информационные технологии при построении эконометрических моделей
2.Собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию при проведении эконометрического исследования
3.Экономически интерпретировать полученные результаты эконометрического моделирования
ПК-6
1.Использовать современные компьютерные и информационные технологии при сборе, обработке и анализе статистической информации
2. Обобщать и обосновывать полученные результаты исследования оформляя их в виде аналитического отчета, статистических таблиц и графиков
3. Экономически интерпретировать результаты расчетов при проведении эконометрического исследования
ПК-7
1. Использовать современные компьютерные и информационные технологии при сборе, обработке и анализе статистической информации
2. Представлять результаты статистической информации в виде статистических таблиц и графиков
3. Обобщать и грамотно оформлять полученные результаты исследования в виде аналитического отчета
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3
1. Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
2. Современными методами оценки и анализа эконометрических показателей с учетом их значимости и качества
3. Компьютерными программными продуктами при реализации эконометрических методов исследования для принятия управленческих решений
ПК-4
1. Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
2.Современными методами оценки и анализа эконометрических показателей с учетом их значимости и качества
3.Компьютерными программными продуктами при реализации эконометрических методов исследования для принятия управленческих решений
ПК-6
1.Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
2.Современными методами оценки и анализа эконометрических показателей с учетом их значимости и качества
3.Компьютерными программными продуктами при реализации эконометрических методов исследования для принятия управленческих решений
ПК-7
1. навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
2. Современными методами оценки и анализа собранной и обработанной статистической информации с учетом ее достоверности
3. Компьютерными программными продуктами при реализации методов сбора, обработки и анализа статистической информации







4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в эконометрическое исследование. Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов. Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров. Системы одновременных уравнений. Двухшаговый метод.
1.1. Числовые характеристики случайных величин Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.2. Числовые характеристики случайных величин Лабораторные 4 6 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.3. Количественная оценка тесноты и направления связи Лекции 4 6 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.4. Корреляционный и дисперсионный анализ Лабораторные 4 8 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.5. Эконометрические модели и их виды Лекции 4 12 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.6. Построение модели парной линейной регрессии Лабораторные 4 10 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.7. Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров Лекции 4 10 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.8. Проверка моделей на адекватность и качество Лабораторные 4 10 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.9. Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов Лекции 4 10 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.10. Построение моделей множественной регрессии Лабораторные 4 10 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.11. Нелинейные модели. Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.12. Предпосылки применения метода наименьших квадратов Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.13. Фиктивные переменные в уравнении множественной регрессии Сам. работа 4 3 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.14. Определение прогнозных значений и доверительных интервалов прогноза по модели парной линейной регрессии Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.15. Системы одновременных уравнений Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.16. Структурная и приведенная формы моделей Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.17. Уравнение множественной регрессии в стандартизированном масштабе Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.18. Модели временных рядов Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.19. Динамические модели Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.20. Модели с распределенными лагами Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.21. Обобщенный метод наименьших квадратов Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.22. ИНструментальные переменные Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.23. Метод максимального правдоподобия в моделях регрессии Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.24. Дискретные зависимые переменные Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.25. Гетероскедастичность и корреляция во времени Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.26. вопросы спецификации эконометрических моделей Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.27. Проверка адекватности динамичеких моделей Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Файл с ФОС прикреплен в закладке "Приложения".

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П. К. Катышев, Я. Р. Магнус, А. А. Пересецкий Эконометрика. Начальный курс.: учебник М. : Изд-во "Дело", 2009
Л1.2 Елисеева И.И. - Отв. ред. ЭКОНОМЕТРИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. В. Артамонов Введение в эконометрику: курс лекций М.: Изд-во МЦНМО, 2011
Л2.2 Тимофеев В. С., Фаддеенков А. В., Щеколдин В. Ю. ЭКОНОМЕТРИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.3 под ред. В. С. Мхитаряна Эконометрика: учебник М.: Проспект, 2008
Л2.4 под ред. И. И. Елисеевой Практикум по эконометрике: учеб. пособие для экон. вузов Финансы и статистика, 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кузьмин П.И. Эконометрические модели: Изд-во АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эконометрика (Econometrics) ru.coursera.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Лицензионное программное обеспечение
Средства MSOffice; Word; Excel; PowerPoint и другие
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе и выполнение расчетного задания в компьютерном классе. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Перечень лабораторных заданий и указания размещены в пособии:
Эконометрические модели: учебное пособие / Кузьмин П.И. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - 179 с.