МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эконометрика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_ФиК-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Лабораторные 44 44 44 44
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Зиновьев А.Г.;канд. физ.- мат.наук , доцент, Кузьмин П.И.

Рецензент(ы):
канд. физ.- мат.наук , доцент, Свердлов М.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Эконометрика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон. наук, профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р экон. наук, профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель данного курса – научить студентов использовать основные методы эконометрики, необходимые для проверки предлагаемых и выявлении новых эмпирических зависимостей, а так же дать представление о современном инструментарии эконометрического моделирования, познакомить их с практическим применением методов эконометрики при проведении научных и прикладных экономических исследований на основе экономической теории и реальных статистических данных, с использованием современных прикладных программ и компьютерных технологий.
Задачи курса

• изучить принципы количественного анализа реальных экономических процессов и явлений во времени и в пространстве;
• получить знания по эмпирическому выводу экономических зависимостей, закономерностей и законов, действующих в настоящее время;
• научиться строить и использовать эконометрические модели, а также оценивать их параметры для объяснения поведения исследуемых экономических явлений;
• проверять выдвигаемые гипотезы о свойствах экономических показателей и формах их связи;
• научиться оценивать и использовать результаты экономического анализа для прогноза и принятия обоснованных экономических решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
ПК-7 способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4
1. О предмете, методах и за-дачах эконометрики, об этапах эконометрического исследования,
2. об определении взаимо-связей и взаимозависимо-стей между экономически-ми показателями, о оценки их влияния друг на друга,
3. о степени значимости по-строенной эконометриче-ской модели и ее парамет-ров и о принятии обосно-ванных решений на основе проведенного эконометри-ческого анализа и прогно-зирования.
ПК-7
1.Приемы работы и формиро-вания с отечественными и за-рубежными источниками ин-формации
2.Общую процедуру примене-ния методов сбора, обработки и анализа статистической ин-формации при проведении эконометрического исследо-вания
3.Основные критерии оценки обработки и анализа собран-ной статистической информа-ции при эконометрическом моделировании
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4
1. Использовать современные компьютерные и информа-ционные технологии при построении эконометриче-ских моделей
2. Собирать, обрабатывать и анализировать статистиче-скую информацию при проведении эконометриче-ского исследования
3. Экономически интерпре-тировать полученные ре-зультаты эконометриче-ского моделирования
ПК-7
1Использовать современные компьютерные и информаци-онные технологии при сборе, обработке и анализе статисти-ческой информации
2.Представлять результаты статистической информации в виде статистических таблиц и графиков
3.Обобщать и грамотно оформлять полученные ре-зультаты исследования в виде аналитического отчета
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4
1. Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведе-нии эконометрического исследования
2. Современными методами оценки и анализа эконо-метрических показателей с учетом их значимости и качества
3. Компьютерными про-граммными продуктами при реализации экономет-рических методов исследо-вания для принятия управ-ленческих решений
ПК-7
1.навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического ис-следования
2.Современными методами оценки и анализа собранной и обработанной статистической информации с учетом ее до-стоверности
3.Компьютерными программ-ными продуктами при реали-зации методов сбора, обра-ботки и анализа статистиче-ской информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в эконометрическое исследование. Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов. Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров. Системы одновременных уравнений. Двухшаговый метод.
1.1. Числовые характеристики случайных величин Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.2. Числовые характеристики случайных величин Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.3. Количественная оценка тесноты и направления связи Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.4. Количественная оценка тесноты и направления связи Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.5. Корреляционный и дисперсионный анализ Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.6. Корреляционный и дисперсионный анализ Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.7. Эконометрические модели и их виды. Построение парной линейной регрессии. Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.8. Построение модели парной линейной регрессии Лабораторные 4 4 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.9. Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.10. Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.11. Проверка моделей на адекватность и качество Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.12. Проверка моделей на адекватность и качество Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.13. Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.14. Построение моделей множественной регрессии Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.15. Нелинейные модели. Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.16. Нелинейные модели. Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.17. Нелинейные модели. Сам. работа 4 8 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.18. Предпосылки применения метода наименьших квадратов Лекции 4 3 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.19. Предпосылки применения метода наименьших квадратов Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.20. Предпосылки применения метода наименьших квадратов Сам. работа 4 4 ПК-4, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.21. Фиктивные переменные в уравнении множественной регрессии Лекции 4 3 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.22. Фиктивные переменные в уравнении множественной регрессии Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.23. Фиктивные переменные в уравнении множественной регрессии Сам. работа 4 6 ПК-4, ПК-7 Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.24. Определение прогнозных значений и доверительных интервалов прогноза по модели парной линейной регрессии Лекции 4 4 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.25. Определение прогнозных значений и доверительных интервалов прогноза по модели парной линейной регрессии Лабораторные 4 4 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.26. Определение прогнозных значений и доверительных интервалов прогноза по модели парной линейной регрессии Сам. работа 4 8 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.27. Системы одновременных уравнений Сам. работа 4 10 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.28. Структурная и приведенная формы моделей Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.29. Структурная и приведенная формы моделей Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.30. Структурная и приведенная формы моделей Сам. работа 4 10 ПК-4, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.31. Двухшаговый и косвенный методы наименьших квадратов. Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.32. Двухшаговый и косвенный методы наименьших квадратов. Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.33. Уравнение множественной регрессии в стандартизированном масштабе Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.34. Уравнение множественной регрессии в стандартизированном масштабе Лабораторные 4 4 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.35. Уравнение множественной регрессии в стандартизированном масштабе Сам. работа 4 4 ПК-4, ПК-7 Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.36. Модели временных рядов Сам. работа 4 4 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.37. Модели временных рядов Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.38. Динамические модели Сам. работа 4 20 ПК-4, ПК-7 Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.39. Модели с распределенными лагами Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.40. Модели с распределенными лагами Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.41. Модели с распределенными лагами Сам. работа 4 4 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.42. Обобщенный метод наименьших квадратов Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.43. Обобщенный метод наименьших квадратов Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.44. Обобщенный метод наименьших квадратов Сам. работа 4 4 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.45. Инструментальные переменные Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.46. Инструментальные переменные Лабораторные 4 0 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.47. Инструментальные переменные Сам. работа 4 3 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.48. Метод максимального правдоподобия в моделях регрессии Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.49. Метод максимального правдоподобия в моделях регрессии Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.50. Метод максимального правдоподобия в моделях регрессии Сам. работа 4 3 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.51. Гетероскедастичность и корреляция во времени Лекции 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.52. Гетероскедастичность и корреляция во времени Лабораторные 4 2 ПК-4, ПК-7 Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.53. Гетероскедастичность и корреляция во времени Сам. работа 4 3 ПК-4, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.54. Дискретные зависимые переменные Сам. работа 4 4 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.55. вопросы спецификации эконометрических моделей Сам. работа 4 4 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.56. Проверка адекватности динамичеких моделей Сам. работа 4 4 ПК-4, ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Файл с ФОС прикреплен в закладке "Приложения".

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П. К. Катышев, Я. Р. Магнус, А. А. Пересецкий Эконометрика. Начальный курс.: учебник М. : Изд-во "Дело", 2009
Л1.2 Елисеева И.И. - Отв. ред. ЭКОНОМЕТРИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. В. Артамонов Введение в эконометрику: курс лекций М.: Изд-во МЦНМО, 2011
Л2.2 Тимофеев В. С., Фаддеенков А. В., Щеколдин В. Ю. ЭКОНОМЕТРИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.3 под ред. В. С. Мхитаряна Эконометрика: учебник М.: Проспект, 2008
Л2.4 под ред. И. И. Елисеевой Практикум по эконометрике: учеб. пособие для экон. вузов Финансы и статистика, 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кузьмин П.И. Эконометрические модели: Изд-во АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эконометрика (Econometrics) ru.coursera.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Лицензионное программное обеспечение
Средства MSOffice; Word; Excel; PowerPoint и другие
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе и выполнение расчетного задания в компьютерном классе. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Перечень лабораторных заданий и указания размещены в пособии:
Эконометрические модели: учебное пособие / Кузьмин П.И. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - 179 с.