МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_ФиК-34-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 185
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 185 185 185 185
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Петрова Людмила Ивановна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – изложение системы научных знаний, которая составляет теоретические и практические основы современного менеджмента, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями, а также формирование менеджерских навыков у студентов.
Задачи:
- сформировать понимание основных процессов управления организацией в условиях рынка;
- выявить общие характеристики в деятельности всех организаций, особенности работы менеджеров, функции и методы управления;
- рассмотреть процесс принятия управленческих решений;
- познакомить студентов с различными типами организационных структур и особенностями внутриорганизационных коммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объективные тенденции развития современного менеджмента; закономерности, принципы и методы управления социально-экономическими системами;методы получения, обобщения и использования управленческой информации при разработке управленческих решений и планов; основные организационные структуры управления организациями;основные функции менеджмента и механизмы их реализации в практике управления организациями;
3.2.Уметь:
3.2.1.ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;использовать принципы и методы оптимизации организационного развития, уметь своевременно выявлять внутриорганизационные конфликты и разрабатывать пути их преодоления.контролировать, анализировать внутренние и внешние факторы, определяющие организацию и менеджмент предприятия, составлять план; проектировать организацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование, контроль); современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;методами формирования и поддержания этичного климата в организации; методами и основными приемами исследовательской деятельности в процессе совершенствования менеджмента организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи учебной дисциплины
1.1. Методологические основы менеджмента Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Методологические основы менеджмента Практические 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.3. Методологические основы менеджмента Сам. работа 2 26 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.4. Процесс и процедура принятия решения Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.5. Процесс и процедура принятия решения Практические 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.6. Процесс и процедура принятия решения Сам. работа 2 32 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.7. Организационные структуры управления Лекции 2 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.8. Организационные структуры управления Практические 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.9. Организационные структуры управления Сам. работа 2 32 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.10. Функции менеджмента и их взаимосвязь Лекции 2 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.11. Функции менеджмента и их взаимосвязь Практические 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.12. Функции менеджмента и их взаимосвязь Сам. работа 2 26 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Управление во внешней и внутренней среде организации
2.1. Управление во внешней и внутренней среде организации Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.2. Управление во внешней и внутренней среде организации Практические 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.3. Управление во внешней и внутренней среде организации Сам. работа 2 33 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Групповая динамика и руководство
3.1. Групповая динамика и руководство Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.2. Групповая динамика и руководство Практические 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.3. Групповая динамика и руководство Сам. работа 2 36 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: Учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
Л1.2 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», , 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балашов А. П. Теория менеджмента: учебное пособие М. : ИНФРА-М, 2014
Л2.2 Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов Менеджмент: Учебник М. : Академия, 2014
Л2.3 Понуждаев, Э.А. М.Э. Понуждаева. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : Учебное пособие - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015, 11.05.2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271807
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э2 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э3 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э4 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э5 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э6 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э7 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э8 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э9 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э10 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
Э11 Курс в Moodle Менеджмент. Направление "Экономика", профиль "Финансы и кредит" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.



Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2734