МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рынок труда: отечественный и международный

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Кузнецова О.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Рынок труда: отечественный и международный

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В.Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В.Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у будущего бакалавра комплекс знаний, умений и навыков, которые позволят ему в будущей деятельности адекватно и с выгодой для своей организации реагировать на изменения ситуации в сфере занятости, строить систему управления персоналом фирмы, во-первых, как в соответствии с обстановкой как на рынке труда в целом, так и на его конкретных сегментах, и, во-вторых, с учетом особенностей ме¬ханизма функционирования внешнего и внутреннего рынков труда.
Задачи:усвоение современных теоретических представлений о рынке труда, факторах и условиях, обеспечивающих его формирование и эффективное функционирование;
овладение основами методологии и методики анализа динамики рынка труда;
приобретение навыков практической работы в области анализа процессов, протекающих в рамках рынков труда различных уровней.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 знанием содержания основных разделов Социального права, Миграционного права, касающихся социально-трудовой сферы, содержания основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ)
ОПК-4 владение навыками работы с внешними организациями (Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Федеральной службой по труду и занятости, кадровыми агентствами, службами занятости населения)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание основных разделов Социального права, Миграционного права, касающихся социально-трудовой сферы,
инфраструктуру рынка труда
3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания содержания основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ);
применять базовые знания современной методологии анализа инфраструктуры рынка труда
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом Международного трудового права (Конвенция МОТ);
навыками работы с внешними организациями (Министерством труда и социальной защиты РФ, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Государственной инспекцией труда Российской Федерации, кадровыми агентствами, службами занятости населения)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Рынок труда и его место в системе экономических отношений Лекции 5 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Рынок труда и его место в системе экономических отношений Практические 5 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Рынок труда и его место в системе экономических отношений Сам. работа 5 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Структуризация и сегментация рынков труда (сегментирование) Лекции 5 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.5. Структуризация и сегментация рынков труда Практические 5 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.6. Структуризация и сегментация рынков труда Сам. работа 5 5 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.7. Демографическая основа формирования и функционирования рынка труда Лекции 5 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.8. Демографическая основа формирования и функционирования рынка труда Практические 5 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.9. Демографическая основа формирования и функционирования рынка труда Сам. работа 5 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.10. Занятость населения Лекции 5 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.11. Занятость населения Практические 5 3 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.12. Занятость населения Сам. работа 5 6 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.13. Безработица и ее социально-экономические последствия Лекции 5 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.14. Безработица и ее социально-экономические последствия Практические 5 3 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.15. Безработица и ее социально-экономические последствия Сам. работа 5 10 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.16. Государственная политика в области занятости населения Лекции 5 3 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.17. Государственная политика в области занятости населения Практические 5 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.18. Государственная политика в области занятости населения Сам. работа 5 8 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.19. Гибкие формы занятости и их роль в снижении безработицы Лекции 5 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.20. Гибкие формы занятости и их роль в снижении безработицы Практические 5 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.21. Гибкие формы занятости и их роль в снижении безработицы Сам. работа 5 10 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.22. Государственная социальная поддержка лиц, оставшихся без работы Лекции 5 3 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.23. Государственная социальная поддержка лиц, оставшихся без работы Практические 5 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.24. Государственная социальная поддержка лиц, оставшихся без работы Сам. работа 5 5 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.25. Международный рынок труда в системе мирового хозяйства Лекции 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.26. Международный рынок труда в системе мирового хозяйства Практические 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.27. Международный рынок труда в системе мирового хозяйства Сам. работа 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.28. Современные тенденции занятости и формирования международного рынка труда Лекции 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.29. Современные тенденции занятости и формирования международного рынка труда Практические 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.30. Современные тенденции занятости и формирования международного рынка труда Сам. работа 5 3 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.31. История международной трудовой миграции Сам. работа 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.32. Современные миграционные ситемы Лекции 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.33. Современные миграционные ситемы Практические 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.34. Современные миграционные ситемы Сам. работа 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.35. Международная миграция трудовых ресурсов Лекции 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.36. Международная миграция трудовых ресурсов Практические 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.37. Международная миграция трудовых ресурсов Сам. работа 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.38. Роль международной трудовой миграции в современном мире Лекции 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.39. Роль международной трудовой миграции в современном мире Практические 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.40. Роль международной трудовой миграции в современном мире Сам. работа 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.41. Международная трудовая миграция в контексте глобализации Лекции 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.42. Роль международной трудовой миграции в современном мире Практические 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.43. Роль международной трудовой миграции в современном мире Сам. работа 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.44. Международная интеллектуальная миграция Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.45. Международная интеллектуальная миграция Практические 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.46. Международная интеллектуальная миграция Сам. работа 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.47. Нелегальная трудовая миграция Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.48. Нелегальная трудовая миграция Практические 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.49. Нелегальная трудовая миграция Сам. работа 5 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.50. Место России на международном рынке труда: оценка и перспективы Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.51. Место России на международном рынке труда: оценка и перспективы Практические 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.52. Место России на международном рынке труда: оценка и перспективы Сам. работа 5 12 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.53. Регулирование международного рынка труда Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.54. Регулирование международного рынка труда Практические 5 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.55. Регулирование международного рынка труда Сам. работа 5 12 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Б. Яковлева [и др.] Рынок труда: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7AF1AD4E-1829-455A-9694-2225CD8DBC26
Л1.2 Корнейчук, Б. В. Рынок труда : , 2018 www.biblio-online.ru/book/97DBA476-6277-4E44-B051-B780898949F8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина Экономика труда в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F20EA8D8-6267-4BEF-BAC0-484768CE4B1E
Л2.2 В. П. Колесов [и др.] Мировая экономика. Экономика стран и регионов : : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт,, 2018 www.biblio-online.ru/book/BF5C4399-91D5-426B-8D91-ED2E386D30C6.
Л2.3 Скляревская, В.А. Экономика труда: Дашков и К, 2017 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 авт.-сост. А.А. Еремин Трудовые ресурсы и рынок труда: Учебно-методическое пособие для студентов Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУМК "Рынок труда" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Комплект лицензионного программного обеспечения, имеющийся в университете
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
http://www.consultant.ru - Информационно-справочная система КонсультантПлюс

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.

Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале "Рынок труда" http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2389