Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 16 |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в управлении финансами |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z09_04_03_ПИвУФ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Лабораторные | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 16
Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Мамченко О.П.
1.1. | Цель данного курса – научить студентов использовать основные методы эконометрики, необходимые для проверки предлагаемых и выявлении новых эмпирических зависимостей, а так же дать представление о современном инструментарии эконометрического моделирования, познакомить их с практическим применением методов эконометрики при проведении научных и прикладных экономических исследований на основе экономической теории и реальных статистических данных, с использованием современных прикладных программ и компьютерных технологий. Задачи курса • изучить принципы количественного анализа реальных экономических процессов и явлений во времени и в пространстве; • получить знания по эмпирическому выводу экономических зависимостей, закономерностей и законов, действующих в настоящее время; • научиться строить и использовать эконометрические модели, а также оценивать их параметры для объяснения поведения исследуемых экономических явлений; • проверять выдвигаемые гипотезы о свойствах экономических показателей и формах их связи; • научиться оценивать и использовать результаты экономического анализа для прогноза и принятия обоснованных экономических решений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-2 | способностью формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок |
ПК-3 | способностью ставить и решать прикладные задачи в условиях неопределенности и определять методы и средства их эффективного решения |
ПК-4 | способностью проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований |
ПК-5 | способностью исследовать применение различных научных подходов к автоматизации информационных процессов и информатизации предприятий и организаций |
ПК-8 | способностью анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-2 1. Приемы выбора инструментальных средств для сбора и обработки статистической информации 2. Общую процедуру применения методов сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования 3. Основные критерии оценки обработки и анализа собранной статистической информации при эконометрическом моделировании ПК-3 1. Основные этапы эконометрического моделирования 2. Основы информатики и компьютерных технологий с целью построения эконометрических моделей 3. Экономическую сущность моделируемых показателей и параметров эконометрических моделей ПК-4 1. Приемы выбора инструментальных средств для сбора и обработки статистической информации 2. Общую процедуру применения методов сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования 3. Основные критерии оценки обработки и анализа собранной статистической информации при эконометрическом моделировании ПК-5 1. Приемы работы и формирования с отечественными и зарубежными источниками информации 2. Общую процедуру применения методов сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования 3. Основные критерии оценки обработки и анализа собранной статистической информации при эконометрическом моделировании ПК- 8 1. Общую процедуру применения методов экономического анализа при проведении эконометрического исследования 2. Основы информатики и компьютерных технологий при построении эконометрических моделей с целью определения моделируемого показателя 3. Экономическую сущность моделируемых социально-экономических показателей и параметров эконометрических моделей |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-2 1. Использовать современные компьютерные и информационные технологии при сборе, обработке и анализе статистической информации 2. Обобщать и обосновывать полученные результаты исследования оформляя их в виде аналитического отчета, статистических таблиц и графиков 3. Экономически интерпретировать результаты расчетов при проведении эконометрического исследования ПК-3 1.Использовать современные компьютерные и информационные технологии при построении эконометрических моделей 2.Собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию при проведении эконометрического исследования 3.Экономически интерпретировать полученные результаты эконометрического моделирования ПК-4 1.Использовать современные компьютерные и информационные технологии при сборе, обработке и анализе статистической информации 2. Обобщать и обосновывать полученные результаты исследования оформляя их в виде аналитического отчета, статистических таблиц и графиков 3. Экономически интерпретировать результаты расчетов при проведении эконометрического исследования ПК-5 1. Использовать современные компьютерные и информационные технологии при сборе, обработке и анализе статистической информации 2. Представлять результаты статистической информации в виде статистических таблиц и графиков 3. Обобщать и грамотно оформлять полученные результаты исследования в виде аналитического отчета ПК- 8 1. Использовать современные компьютерные и информационные технологии при анализе социально-экономических показателей на основе построенных эконометрических моделей 2. Представлять результаты эконометрического моделирования в виде статистических таблиц и графиков 3. Экономически интерпретировать полученные результаты эконометрического исследования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-2 1. Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования 2. Современными методами оценки и анализа эконометрических показателей с учетом их значимости и качества 3. Компьютерными программными продуктами при реализации эконометрических методов ПК-3 1. Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования 2.Современными методами оценки и анализа эконометрических показателей с учетом их значимости и качества 3.Компьютерными программными продуктами при реализации эконометрических методов исследования для принятия управленческих решений ПК-4 1.Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования 2.Современными методами оценки и анализа эконометрических показателей с учетом их значимости и качества 3.Компьютерными программными продуктами при реализации эконометрических методов исследования для принятия управленческих решений ПК-5 1. навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования 2. Современными методами оценки и анализа собранной и обработанной статистической информации с учетом ее достоверности 3. Компьютерными программными продуктами при реализации методов сбора, обработки и анализа статистической информации ПК- 8 1.Навыками использования компьютерных технологий при проведении эконометрического исследования с целью определения теоретических значений моделируемого показателя 2.Современными методами оценки, анализа и прогнозирования социально-экономических показателей с учетом их значимости и точности 3. Компьютерными программными продуктами при реализации эконометрических методов исследования для определения теоретических значений моделируемого показателя |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в эконометрическое исследование. Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов. Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров. Системы одновременных уравнений. Двухшаговый метод. | ||||||
1.1. | Чисовые характеристики случайных величин | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Чисовые характеристики случайных величин | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
1.3. | Количественная оценка тесноты и напрвления связи | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-4, ПК-8 | Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.2 |
1.4. | Корреляционный и дисперсионный анализ | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-3, ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Экономертические модели и их виды | Лекции | 2 | 1 | ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-8 | Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2 |
1.6. | Построение модели парной линейной регрессии | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л3.1, Л1.2 |
1.7. | Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Проверка моделей на адекватность и качество | Лабораторные | 2 | 1 | ПК-2, ПК-3 | Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2 |
1.9. | Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов | Лекции | 2 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Построение моделей множественной регрессии | Лабораторные | 2 | 1 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
1.11. | Нелинейные модели. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.12. | Предпосылки применения метода наименьших квадратов | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.13. | Фиктивные переменные в уравнении множественной регрессии | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
1.14. | Определение прогнозных значений и доверительных интервалов прогноза по модели парной линейной регрессии | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.15. | Системы одновременных уравнений | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.16. | Структурная и приведенная формы моделей | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.17. | Уравнение множественной регрессии в стандартизированном масштабе | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
1.18. | Модели временных рядов | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.19. | Динамические модели | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
1.20. | Модели с распределенными лагами | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.21. | Обобщенный метод наименьших квадратов | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3, ПК-4 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.22. | ИНструментальные переменные | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.2 |
1.23. | Метод максимального правдоподобия в моделях регрессии | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3, ПК-4 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.24. | Гетероскедастичность и корреляция во времени | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.25. | Дискретные зависимые переменные | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-3, ПК-4 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
1.26. | вопросы спецификации эконометрических моделей | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.2 |
1.27. | Проверка адекватности динамичеких моделей | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Файл с ФОС прикреплен в закладке "Приложения" |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | П. К. Катышев, Я. Р. Магнус, А. А. Пересецкий | Эконометрика. Начальный курс.: учебник | М. : Изд-во "Дело", 2009 | |
Л1.2 | Елисеева И.И. - Отв. ред. | ЭКОНОМЕТРИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | под ред. И.И. Елисеевой | Эконометрика: учебник | М.: Проспект, 2011 | |
Л1.4 | под ред. В. С. Мхитаряна | Эконометрика: учебник | М.: Проспект, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кремер Н.Ш., Путко Б.А. | Эконометрика: учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2008 | |
Л2.2 | Н. В. Артамонов | Введение в эконометрику: курс лекций | М.: Изд-во МЦНМО, 2011 | |
Л2.3 | под ред. В. С. Мхитаряна | Эконометрика: учебник | М.: Проспект, 2008 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кузьмин П.И. | Эконометрические модели: | Изд-во АлтГУ, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Эконометрика (Econometrics) | ru.coursera.org | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Лицензионное программное обеспечение Средства MSOffice; Word; Excel; PowerPoint и другие Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page. 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
410С | лаборатория "Лингафонный кабинет" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 29 посадочных мест; рабочее место преподавателя, маркерные доски – 2 шт., кафедра, переносные ноутбуки: марка Lenovo модель G50-70 - 15 единиц; телевизор sharp, музыкальный центр samsung MAX-ZG550 |
108М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед. |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе и выполнение расчетного задания в компьютерном классе. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Перечень лабораторных заданий и указания размещены в пособии: Эконометрические модели: учебное пособие / Кузьмин П.И. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - 179 с. |