МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика и служебный этикет

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Кузнецова О.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика и служебный этикет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017г. №20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В.Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В.Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели - формирование у будущего специалиста комплекса знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, необходимых для построения деловых отношений на основе принципов, правил, норм деловой этики и морали.
Задачи:
- освоение студентами теоретических основ этики деловых отношений;
- выработка умения анализа и регуляции деловых отношений;
- ознакомление с эволюцией этических идей;
- приобретение навыка построения и развития эффективных деловых отношений;
- морально-этическое развитие и совершенствование.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета
ОК-5 способностью работать в коллективе, толетарно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
ОК-6 способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния
ОК-10 способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-понятия «мораль», «профессиональная этика», «служебный этикет»
-принципы, нормы и правила профессиональной этики
-понятия «толерантность», «конфликт», «конфликтная ситуация»
-основные методы и концепции конфликтологии
-понятия «психологическое состояние», «психологическая устойчивость», «экстремальная ситуация»
-подходы и техники эмоциональной и когнитивной регуляции для поддержания психологической устойчивости и самоконтроля
-правила устной и письменной коммуникации на русском языке


3.2.Уметь:
3.2.1.-соизмерять нормы морали, профессиональной этики и служебного этикета с задачами и содержанием профессиональной деятельности
-применять методы конфликтологии для предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью
-применять способы и приемы психотехник для сохранения психологической устойчивости в сложных и экстремальных условиях
-грамотно осуществлять устную и письменную коммуникацию на русском языке

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-использования инструментария деловой этики в профессиональной деятельности
-применения подходов к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, связанных с социальными, культурными, конфессиональными и иными различиями
-эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния
-использования приемов осуществления устной и письменной коммуникации на русском языке

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в этику и культуру деловых отношений. Профессиональная этика. Служебный этикет.
1.1. Введение в этику и культуру деловых отношений Лекции 4 4 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в этику и культуру деловых отношений Сам. работа 4 8 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.3. Становление этических идей Сам. работа 4 10 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.4. Профессиональная мораль и профессиональная этика Лекции 4 4 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.5. Профессиональная мораль и профессиональная этика Практические 4 6 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.6. Профессиональная мораль и профессиональная этика Сам. работа 4 10 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.7. Мораль и право в экономической деятельности Лекции 4 4 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.8. Мораль и право в экономической деятельности Практические 4 6 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.9. Мораль и право в экономической деятельности Сам. работа 4 10 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.10. Кодекс профессиональной этики сотрудников как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения. Лекции 4 2 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.11. Кодекс профессиональной этики сотрудников как стандарт антикоррупционного поведения Практические 4 6 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.12. Кодекс профессиональной этики сотрудников как стандарт антикоррупционного поведения Сам. работа 4 4 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.13. Нравственные отношения в служебном коллективе Сам. работа 4 6 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.14. Проблемы профессионально-нравственной деформации Практические 4 6 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.15. Проблемы профессионально-нравственной деформации Сам. работа 4 8 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.16. Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в экономической деятельности Лекции 4 2 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.17. Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в экономической деятельности Практические 4 2 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.18. Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в экономической деятельности Сам. работа 4 10 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кикоть В.Я. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",2 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Александрова, З.А., С.Б. Кондратьева Профессиональная этика : учебное пособие М. : МПГУ, 2016. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к практическим занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Самостоятельная деятельность студента по данной дисциплине предполагает:
- поиск ответов и необходимой информации по предложенных вопросам;
- выполнение творческих заданий;
- поиск и презентацию упражнений, игр, тестов;
- развитие необходимых педагогических техник во внеурочной деятельности;
- составление плановой документации;
- выработку умений научной организации своего труда.
Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия у студента умения самоорганизовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий. При этом алгоритм подготовки будет следующим:
1 этап – поиск в литературе теоретической информации на предложенные преподавателем вопросы;
2 этап – осмысление полученной информации, освоение терминов и понятий;
3 этап – составление плана ответа на каждый вопрос;
4 этап – поиск примеров по данной проблематике (тестов, игр, упражнений и др.).
В случае подготовки презентации изучаемой темы необходимо:
 продумать форму презентации (устно, наглядно, с привлечением компьютерной техники и др.);
 найти или изготовить наглядный материал;
 продумать текст презентации на 5-10 минут.
В процессе изучения данной дисциплины учитывается посещаемость лекций, оценивается активность студентов на каждом занятии при обсуждении теоретических вопросов и в процессе выполнения практических и тестовых заданий, а также качество и своевременность подготовки теоретических материалов, творческих заданий и презентаций. По окончании изучения дисциплины проводится зачёт по предложенным вопросам.
Студент, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками по предложенной тематике, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на зачёте вопроса студенту предлагается повторная подготовка и перезачёт.