МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эконометрика: продвинутый уровень

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИвУФ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент , Зиновьев А.Г.;канд.физ.- мат. наук, доцент, Кузьмин П.И.

Рецензент(ы):
канд.физ.- мат. наук, доцент , Свердлов М.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Эконометрика: продвинутый уровень

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель данного курса – научить студентов использовать основные методы эконометрики, необходимые для проверки предлагаемых и выявлении новых эмпирических зависимостей, а так же дать представление о современном инструментарии эконометрического моделирования, познакомить их с практическим применением методов эконометрики при проведении научных и прикладных экономических исследований на основе экономической теории и реальных статистических данных, с использованием современных прикладных программ и компьютерных технологий.
Задачи курса

• изучить принципы количественного анализа реальных экономических процессов и явлений во времени и в пространстве;
• получить знания по эмпирическому выводу экономических зависимостей, закономерностей и законов, действующих в настоящее время;
• научиться строить и использовать эконометрические модели, а также оценивать их параметры для объяснения поведения исследуемых экономических явлений;
• проверять выдвигаемые гипотезы о свойствах экономических показателей и формах их связи;
• научиться оценивать и использовать результаты экономического анализа для прогноза и принятия обоснованных экономических решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен самостоятельно приобретать, развивать и применять математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания для решения нестандартных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте;
ОПК-7 Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2
1. Приемы выбора инструментальных средств для сбора и обработки статистической информации
2. Общую процедуру применения методов сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
3. Основные критерии оценки обработки и анализа собранной статистической информации при эконометрическом моделировании
ПК-3

1. Основные этапы эконометрического моделирования
2. Основы информатики и компьютерных технологий с целью построения эконометрических моделей
3. Экономическую сущность моделируемых показателей и параметров эконометрических моделей
ПК-4
1. Приемы выбора инструментальных средств для сбора и обработки статистической информации
2. Общую процедуру применения методов сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
3. Основные критерии оценки обработки и анализа собранной статистической информации при эконометрическом моделировании
ПК-5
1. Приемы работы и формирования с отечественными и зарубежными источниками информации
2. Общую процедуру применения методов сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
3. Основные критерии оценки обработки и анализа собранной статистической информации при эконометрическом моделировании
ПК-8
1. Общую процедуру применения методов экономического анализа при проведении эконометрического исследования
2. Основы информатики и компьютерных технологий при построении эконометрических моделей с целью определения моделируемого показателя
3. Экономическую сущность моделируемых социально-экономических показателей и параметров эконометрических моделей
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2
1. Использовать современные компьютерные и информационные технологии при сборе, обработке и анализе статистической информации
2. Обобщать и обосновывать полученные результаты исследования оформляя их в виде аналитического отчета, статистических таблиц и графиков
3. Экономически интерпретировать результаты расчетов при проведении эконометрического исследования
ПК-3
1.Использовать современные компьютерные и информационные технологии при построении эконометрических моделей
2.Собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию при проведении эконометрического исследования
3.Экономически интерпретировать полученные результаты эконометрического моделирования
ПК-4
1.Использовать современные компьютерные и информационные технологии при сборе, обработке и анализе статистической информации
2. Обобщать и обосновывать полученные результаты исследования оформляя их в виде аналитического отчета, статистических таблиц и графиков
3. Экономически интерпретировать результаты расчетов при проведении эконометрического исследования
ПК-5
1. Использовать современные компьютерные и информационные технологии при сборе, обработке и анализе статистической информации
2. Представлять результаты статистической информации в виде статистических таблиц и графиков
3. Обобщать и грамотно оформлять полученные результаты исследования в виде аналитического отчета
ПК- 8
1. Использовать современные компьютерные и информационные технологии при анализе социально-экономических показателей на основе построенных эконометрических моделей
2. Представлять результаты эконометрического моделирования в виде статистических таблиц и графиков
3. Экономически интерпретировать полученные результаты эконометрического исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2
1. Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
2. Современными методами оценки и анализа эконометрических показателей с учетом их значимости и качества
3. Компьютерными программными продуктами при реализации эконометрических методов
ПК-3
1. Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
2.Современными методами оценки и анализа эконометрических показателей с учетом их значимости и качества
3.Компьютерными программными продуктами при реализации эконометрических методов исследования для принятия управленческих решений
ПК-4
1.Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
2.Современными методами оценки и анализа эконометрических показателей с учетом их значимости и качества
3.Компьютерными программными продуктами при реализации эконометрических методов исследования для принятия управленческих решений
ПК-5
1. навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
2. Современными методами оценки и анализа собранной и обработанной статистической информации с учетом ее достоверности
3. Компьютерными программными продуктами при реализации методов сбора, обработки и анализа статистической информации
ПК- 8
1.Навыками использования компьютерных технологий при проведении эконометрического исследования с целью определения теоретических значений моделируемого показателя
2.Современными методами оценки, анализа и прогнозирования социально-экономических показателей с учетом их значимости и точности
3. Компьютерными программными продуктами при реализации эконометрических методов исследования для определения теоретических значений моделируемого показателя

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в эконометрическое исследование. Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов. Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров. Системы одновременных уравнений. Двухшаговый метод.
1.1. Чисовые характеристики случайных величин Лекции 1 1 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Чисовые характеристики случайных величин Лабораторные 1 4 ОПК-1, ОПК-7 Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.3. Количественная оценка тесноты и напрвления связи Лекции 1 1 ОПК-1, ОПК-7 Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.2
1.4. Корреляционный и дисперсионный анализ Лабораторные 1 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Экономертические модели и их виды Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2
1.6. Построение модели парной линейной регрессии Лабораторные 1 6 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л3.1, Л1.2
1.7. Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Проверка моделей на адекватность и качество Лабораторные 1 4 ОПК-1 Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2
1.9. Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Построение моделей множественной регрессии Лабораторные 1 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.11. Нелинейные модели. Сам. работа 1 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Предпосылки применения метода наименьших квадратов Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Фиктивные переменные в уравнении множественной регрессии Сам. работа 1 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.14. Определение прогнозных значений и доверительных интервалов прогноза по модели парной линейной регрессии Сам. работа 1 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Системы одновременных уравнений Сам. работа 1 6 ОПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Структурная и приведенная формы моделей Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Уравнение множественной регрессии в стандартизированном масштабе Сам. работа 1 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.18. Модели временных рядов Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Динамические модели Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.20. Модели с распределенными лагами Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Обобщенный метод наименьших квадратов Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.22. ИНструментальные переменные Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.2
1.23. Метод максимального правдоподобия в моделях регрессии Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Гетероскедастичность и корреляция во времени Сам. работа 1 4 ОПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.25. Дискретные зависимые переменные Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.26. вопросы спецификации эконометрических моделей Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.2
1.27. Проверка адекватности динамичеких моделей Сам. работа 1 6 ОПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Файл с ФОС прикреплен в закладке "Приложения"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П. К. Катышев, Я. Р. Магнус, А. А. Пересецкий Эконометрика. Начальный курс.: учебник М. : Изд-во "Дело", 2009
Л1.2 Елисеева И.И. - Отв. ред. ЭКОНОМЕТРИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 под ред. И.И. Елисеевой Эконометрика: учебник М.: Проспект, 2011
Л1.4 под ред. В. С. Мхитаряна Эконометрика: учебник М.: Проспект, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2008
Л2.2 Н. В. Артамонов Введение в эконометрику: курс лекций М.: Изд-во МЦНМО, 2011
Л2.3 под ред. В. С. Мхитаряна Эконометрика: учебник М.: Проспект, 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кузьмин П.И. Эконометрические модели: Изд-во АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эконометрика (Econometrics) ru.coursera.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Лицензионное программное обеспечение
Средства MSOffice; Word; Excel; PowerPoint и другие
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
410С лаборатория "Лингафонный кабинет" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 29 посадочных мест; рабочее место преподавателя, маркерные доски – 2 шт., кафедра, переносные ноутбуки: марка Lenovo модель G50-70 - 15 единиц; телевизор sharp, музыкальный центр samsung MAX-ZG550
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе и выполнение расчетного задания в компьютерном классе. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Перечень лабораторных заданий и указания размещены в пособии:
Эконометрические модели: учебное пособие / Кузьмин П.И. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - 179 с.