МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математическая экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Байкин андрей Анатольевич

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Кузьмин Петр Иннокентьевич

Рабочая программа дисциплины
Математическая экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Мамченко Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мамченко Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство с основными методами анализа сложных экономических процессов и построения соответствующих математических моделей;
изучение основных типовых моделей микро- и макроэкономики;
подготовка к изучению и применению аналитических методов в экономике и самостоятельному изучению тех разделов математики, которые могут потребоваться дополнительно в практической и исследовательской работе;
формирование у студентов навыков анализа фундаментальных понятий с абстрактно-математической точки зрения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-18 способность использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные математические идеи и методы математического моделирования в экономике;
методы и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации количественной информации по теме исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные формулы и понятия высшей математики;
составлять типовые экономико-математические модели;
использовать типовые методы высшей математики для обработки, анализа и систематизации количественной информации по теме исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования основных методов высшей математики для построения, анализа и прогнозирования типовых экономико-математических моделей;
применения типовых методов и инструментальных средств для обработки, анализа и систематизации количественной информации по теме исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Математическое программирование в экономике
1.1. Линейное программирование Лекции 4 1 ПК-18 Л1.4, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Основные теоремы двойственности Лекции 4 1 ПК-18 Л1.4, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Нелинейное программирование Лекции 4 2 ПК-18 Л1.4, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Метод динамического программирования Лекции 4 2 ПК-18 Л1.4, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Линейное программирование и геометрическая интерпретация графического метода решения Лабораторные 4 2 ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.6. Решение задачи нелинейного программирования на условный экстремум методом множителей Лагранжа Лабораторные 4 4 ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.7. Оптимизация распределения капитальных вложений между предприятиями методом динамического программирования Лабораторные 4 2 ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.8. Геометрическая интерпретация и графический метод решения задачи нелинейного программирования Лабораторные 4 2 ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.9. Сам. работа 4 17 ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основы финансового менеджмента
2.1. Элементы финансовой математики Лекции 4 2 ПК-18 Л1.4, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.2. Задачи оптимизации рискового и безриского портфеля Лекции 4 1 ПК-18 Л1.4, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.3. Оценка инвестиционных процессов Лекции 4 1 ПК-18 Л1.4, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.4. Элементы финансовой математики Лабораторные 4 4 ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.5. Оценка инвестиционных процессов Лабораторные 4 2 ПК-18 Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.6. Сам. работа 4 16 ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Математические модели в страховании
3.1. Основные понятия и сущность страхования Лекции 4 1 ПК-18 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Актуарные расчеты Лекции 4 1 ПК-18 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Актуарные расчеты Лабораторные 4 2 ПК-18 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Сам. работа 4 14 ПК-18 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Моделирование управленческих решений в экономике
4.1. Оптимизационные модели экономической динамики; математическая модель оптимальных управляемых процессов, общие постановки задачи оптимального управления для непрерывных и дискретных процессов Лекции 4 2 ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.2. Сам. работа 4 14 ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Оптимизационные модели микро и макроэкономики
5.1. Модель «затраты–выпуск». Открытые и замкнутые модели Леонтьева. Прямые и косвенные затраты. Макроэкономические производственные функции. Модель Солоу. Динамические линейные модели. Модель Неймана Лекции 4 1 ПК-18 Л1.4, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.2. Модель потребительского выбора. Функция полезности потребителя. Карта кривых безразличия. Бюджетное множество и бюджетное ограничение. Уравнение Слуцкого Лекции 4 1 ПК-18 Л1.4, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.3. Математические модели макроэкономики Лабораторные 4 4 ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.4. Математические модели микроэкономики Лабораторные 4 4 ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.5. Сам. работа 4 14 ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено учебным планом
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. П. Архипов Социальное страхование: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/03176220-D669-4F3A-8D23-7FF18EE39E70
Л1.2 Королев А.В. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Касимов Ю.Ф. Финансовая математика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Кравец О.Я., Моисеев С.И., Кустов А.И. Основы математической экономики: практикум: учеб. пособие Воронеж: Научная книга, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кремер Н.Ш. - под ред. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Кузнецов Б.Т. Математика: учебник М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Байкин А.А. Математическая экономика: рабочая прогр. и задания для семинар. занятий для студентов экон. спец. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.intuit.ru – сервер интернет-университета Интуит
Э2 www.library.ru - Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
Э3 www.spsl.nsc.ru - Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН
Э4 www.rsl.ru - Российская Государственная Библиотека
Э5 www.akunb.altlib.ru - АКУНБ им. В.Я. Шишкова
Э6 www.nlr.ru - Российская Национальная библиотека
Э7 www.alleng.ru/edu/math9.htm - Информационно-справочный портал «Образовательные ресурсы Интернета - школьникам и студентам»
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice, MicrosoftWindows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный материал курса, разбит на разделы и темы, изучение которых ориентированно на работу со списком основной и дополнительной литературы (см. соответствующий раздел).
Изучение курса предусматривает проведение лекционных и лабораторных занятий. По каждой теме студент должен подготовить ответы на ряд теоретических вопросов и решить некоторое количество (определяет ведущий преподаватель) упражнений. Если для выполнения упражнения требуются графические построения, то необходимо: подписать координатные оси, выбрать подходящий масштаб по каждой из осей и аккуратно выполнить чертеж.
К экзамену по курсу «Математическая экономика» допускаются студенты, выполнившие и защитившие в течение семестра (курса обучения) все лабораторные работы (необходимый минимум требуется уточнить у преподавателя). В лабораторных работах задания по теме для решения следует формулировать, подставив в текст задания вместо определённых параметров номер своего варианта (требуется уточнить у ведущего преподавателя).