Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ПО_ДПИиД-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения , декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Цели освоения учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность»: сформировать у студентов знания о содержании, структуре, форме и методах освоения квалификации педагога профессионального обучения, углубление ориентации студентов на педагогическую профессию. Задачи дисциплины: - сформировать в сознании студента современный образ педагога профессионального обучения; - способствовать гибкой адаптации студентов к условиям вузовской жизни, усвоении методов самостоятельной работы в вузе, приобретению умения планировать свою учебную деятельность; - ознакомить студентов с системой НПО и СПО, сущностью, структурой и особенностями; - создать условия для восприятия психолого-педагогических и технологических дисциплин и понимания их роли в педагогической деятельности - способствовать развитию навыков профессионального самовоспитания, самообразования, саморазвития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики |
ПК-1 | Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление о сущности и особенностях профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения Знать: -сущность и особенности подготовки профессионально-педагогических кадров, возможности овладения профессиональными навыками в вузе; -основные требования к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки; -основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь: - планировать режим собственной учебной деятельности; применять эффективные способы усвоения знаний; - пользоваться учебным планом, учебно-программной документацией, оптимально выбирать элективные дисциплины; - определять виды педагогической деятельности; анализировать стили педагогической деятельности; - разрабатывать и проводить профессионально-ориентационную беседу в образовательных учреждениях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Иметь навыки: - общей интеллектуальной деятельности, технологиями работы с различного рода источниками информации; - владения методами и формами профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения; - владения личностно ориентированными технологиями реализации профессиональных образовательных программ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура и содержание | ||||||
1.1. | Введение. Понятие профессионально-педагогической специальности, разнообразие специализаций | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Подготовка эссе: Самовоспитание, его сущность и роль в овладении профессией. Подготовка к семинару | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Виды профессионально педагогической деятельности | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Содержание, структура, формы и методы освоения специальности педагога профессионального обучения | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Социальная миссия и профессиональные функции педагога | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Анализ нормативных документов, регламентирующих вопросы развития российского профессионального образования 1. Содержание и нормативная база обучения в вузе: цели обучения, содержание обучения, нормативная база учебного процесса. 2. Компетентностно-квалификационные требования к подготовке бакалавра, магистра профессионального обучения, их назначение и особенности. Подготовка к семинару | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л1.1 |
Раздел 2. Профессионально значимые личностные качества педагога | ||||||
2.1. | Личность педагога профессионального обучения. Общие и педагогические способности педагога | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1 |
2.2. | Подготовка эссе: Профессиональная компетентность педагога. Подготовка к семинару | Сам. работа | 2 | 0 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Педагогические стили общения | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Подготовка эссе: Аксиологический и личностно-творческий компоненты профессионально-педагогической культуры Подготовка к семинару | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Искусство педагогического общения | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.1 |
2.6. | Коммуникативные технологии в образовательной деятельности. Подготовка к семинару | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Стили педагогического общения | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Общая и профессиональная культура педагога. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Составление конспекта: Мотивационно-целевая деятельность педагога. Подготовка к семинару | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Менеджмент как основа педагогической деятельности | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Профессиональное становление педагога | ||||||
3.1. | Профессиональное становление педагога профессионального обучения | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Профессионализация деятельности и личности педагога профессиональной школы. Профессиональная карьера | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Профессионально-педагогические учебные заведения. Подготовка к аттестации по дисциплине | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Экзамен | Экзамен | 2 | 9 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1 Понятия: профессия, специальность. Дифференциация педагогических специальностей. 2 Сущность и специфика профессионально-педагогической деятельности. 3 Цель и задачи профессионально-педагогической деятельности. 4 Виды профессионально-педагогической деятельности. 5 Социальная миссия и профессиональные функции педагога. 6 Педагогическая деятельность как система. Понятие педагогической системы. Структура педагогической системы. 7 Профессиональные требования к личности педагога. Позиция, профессиональные установки, педагогическая готовность. 8 Педагогическое мастерство. Слагаемые педагогического мастерства: общие и педагогические способности, педагогическое призвание. 9 Педагогическое мастерство. Слагаемые педагогического мастерства: педагогические технологии, педагогическая техника. 10 Коммуникативные способности педагога: общительность, эмпатия, распределенность внимания, перцептивные способности. 11 Профессиональная компетентность педагога: теоретическая и практическая готовность. 12 Педагогические стили общения: общие, индивидуальные. Особенности этих стилей. 13 Профессионально-педагогическое общение. Закономерности педагогического общения. 14 Личностно-ориентированное обучение, его особенности в профессиональной школе. 15 Технологии личностно-ориентированного обучения в профессиональной школе. 16 Педагогический менеджмент как основа педагогической деятельности. 17 Организационно-управленческая деятельность педагога профессионального обучения. 18 Принятие педагогических управленческих решений. 19 Методы и приемы педагогического воздействия. 20 Профессиональное становление педагога. 21 Педагогические ценности и идеалы. 22 Компоненты педагогической культуры. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Мотивация творческой активности студентов в процессе профессионального обучения. 2. Педагогический менеджмент как основа успешной педагогической деятельности. 3. Творческая индивидуальность педагога как основа формирования личности обучающегося в профессиональной школе. 4. Современный педагог – менеджер 5. Педагогический профессионализм: реалии и перспективы. 6. Профессионально-значимые качества личности педагога профессионального обучения и методы их развития. 7. Инновационные процессы в профессиональном образовании. 8. Самообразование как основа профессиональной компетентности педагога. 9. Вклад отечественных педагогов в развитие гуманистической педагогики. 10. Научно-исследовательская работа студентов как составляющая профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Усманов В. В. , Слесарев Ю. В. , Марусева И. В. | Профессиональная педагогика: учебное пособие | Москва, Берлин: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека online" , 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Столяренко Алексей Михайлович | Общая педагогика: учебное пособие | Москва: Юнити-Дана // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека по педагогике | pedagogic.ru | ||
Э2 | Коллекция: история образования | museum.edu.ru | ||
Э3 | Московский музей образования | www.int-edu.ru | ||
Э4 | Российское зарубежье: образование, педагогика, культура 20-50-х гг. ХХ века | pedagogics.narod.ru | ||
Э5 | Курс "Введение в профессионально-педагогическую деятельность" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - четкое и системное планирование самостоятельной работы; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |