МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессионально-педагогическую деятельность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильИмиджевый дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ИмДиз-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав.каедрой., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессионально-педагогическую деятельность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»: сформировать у студентов знания о содержании, структуре, форме и методах освоения квалификации педагога профессионального обучения, углубление ориентации студентов на педагогическую профессию.
Задачи дисциплины:
- сформировать в сознании студента современный образ педагога профессионального обучения;
- способствовать гибкой адаптации студентов к условиям вузовской жизни, усвоении методов самостоятельной работы в вузе, приобретению умения планировать свою учебную деятельность;
- ознакомить студентов с системой НПО и СПО, сущностью, структурой и особенностями;
- создать условия для восприятия психолого-педагогических и технологических дисциплин и понимания их роли в педагогической деятельности
- способствовать развитию навыков профессионального самовоспитания, самообразования, саморазвития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ПК-1 Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о сущности и особенностях профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения
Знать:
-сущность и особенности подготовки профессионально-педагогических кадров, возможности овладения профессиональными навыками в вузе;
-основные требования к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки;
-основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь:
- планировать режим собственной учебной деятельности; применять эффективные способы усвоения знаний;
- пользоваться учебным планом, учебно-программной документацией, оптимально выбирать элективные дисциплины;
- определять виды педагогической деятельности; анализировать стили педагогической деятельности;
- разрабатывать и проводить профессионально-ориентационную беседу в образовательных учреждениях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки:
- общей интеллектуальной деятельности, технологиями работы с различного рода источниками информации;
- владения методами и формами профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения;
- владения личностно ориентированными технологиями реализации профессиональных образовательных программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура и содержание
1.1. Введение. Понятие профессионально-педагогической специальности, разнообразие специализаций Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Подготовка эссе: Самовоспитание, его сущность и роль в овладении профессией. Подготовка к семинару Сам. работа 2 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Виды профессионально педагогической деятельности Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Содержание, структура, формы и методы освоения специальности педагога профессионального обучения Сам. работа 2 5 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Социальная миссия и профессиональные функции педагога Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Анализ нормативных документов, регламентирующих вопросы развития российского профессионального образования 1. Содержание и нормативная база обучения в вузе: цели обучения, содержание обучения, нормативная база учебного процесса. 2. Компетентностно-квалификационные требования к подготовке бакалавра, магистра профессионального обучения, их назначение и особенности. Подготовка к семинару Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ Сам. работа 2 6 ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Профессионально значимые личностные качества педагога
2.1. Личность педагога профессионального обучения. Общие и педагогические способности педагога Практические 2 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1
2.2. Подготовка эссе: Профессиональная компетентность педагога. Подготовка к семинару Сам. работа 2 0 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Педагогические стили общения Сам. работа 2 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Подготовка эссе: Аксиологический и личностно-творческий компоненты профессионально-педагогической культуры Подготовка к семинару Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Искусство педагогического общения Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1
2.6. Коммуникативные технологии в образовательной деятельности. Подготовка к семинару Сам. работа 2 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.7. Стили педагогического общения Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.8. Общая и профессиональная культура педагога. Лекции 2 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.9. Составление конспекта: Мотивационно-целевая деятельность педагога. Подготовка к семинару Сам. работа 2 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.10. Менеджмент как основа педагогической деятельности Сам. работа 2 10 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Профессиональное становление педагога
3.1. Профессиональное становление педагога профессионального обучения Практические 2 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Профессионализация деятельности и личности педагога профессиональной школы. Профессиональная карьера Сам. работа 2 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Профессионально-педагогические учебные заведения. Подготовка к аттестации по дисциплине Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Экзамен Экзамен 2 9 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1 Понятия: профессия, специальность. Дифференциация педагогических специальностей.
2 Сущность и специфика профессионально-педагогической деятельности.
3 Цель и задачи профессионально-педагогической деятельности.
4 Виды профессионально-педагогической деятельности.
5 Социальная миссия и профессиональные функции педагога.
6 Педагогическая деятельность как система. Понятие педагогической системы. Структура педагогической системы.
7 Профессиональные требования к личности педагога. Позиция, профессиональные установки, педагогическая готовность.
8 Педагогическое мастерство. Слагаемые педагогического мастерства: общие и педагогические способности, педагогическое призвание.
9 Педагогическое мастерство. Слагаемые педагогического мастерства: педагогические технологии, педагогическая техника.
10 Коммуникативные способности педагога: общительность, эмпатия, распределенность внимания, перцептивные способности.
11 Профессиональная компетентность педагога: теоретическая и практическая готовность.
12 Педагогические стили общения: общие, индивидуальные. Особенности этих стилей.
13 Профессионально-педагогическое общение. Закономерности педагогического общения.
14 Личностно-ориентированное обучение, его особенности в профессиональной школе.
15 Технологии личностно-ориентированного обучения в профессиональной школе.
16 Педагогический менеджмент как основа педагогической деятельности.
17 Организационно-управленческая деятельность педагога профессионального обучения.
18 Принятие педагогических управленческих решений.
19 Методы и приемы педагогического воздействия.
20 Профессиональное становление педагога.
21 Педагогические ценности и идеалы.
22 Компоненты педагогической культуры.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Мотивация творческой активности студентов в процессе профессионального обучения.
2. Педагогический менеджмент как основа успешной педагогической деятельности.
3. Творческая индивидуальность педагога как основа формирования личности обучающегося в профессиональной школе.
4. Современный педагог – менеджер
5. Педагогический профессионализм: реалии и перспективы.
6. Профессионально-значимые качества личности педагога профессионального обучения и методы их развития.
7. Инновационные процессы в профессиональном образовании.
8. Самообразование как основа профессиональной компетентности педагога.
9. Вклад отечественных педагогов в развитие гуманистической педагогики.
10. Научно-исследовательская работа студентов как составляющая профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Усманов В. В. , Слесарев Ю. В. , Марусева И. В. Профессиональная педагогика: учебное пособие Москва, Берлин: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека online" , 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Столяренко Алексей Михайлович Общая педагогика: учебное пособие Москва: Юнити-Дана // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека по педагогике pedagogic.ru
Э2 Коллекция: история образования museum.edu.ru
Э3 Московский музей образования www.int-edu.ru
Э4 Российское зарубежье: образование, педагогика, культура 20-50-х гг. ХХ века pedagogics.narod.ru
Э5 Курс "Введение в профессионально-педагогическую деятельность" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.