Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Теория и методика журналистского творчества |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_ТиМЖТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 86 | 86 | 86 | 86 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова
1.1. | Цель дисциплины – формирование у студентов базовых знаний о различных формах взаимодействия языка и права, формирующих готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов, а также знании и понимании требований российского законодательства. Реализации цели предполагает решение следующих задач: • сформировать представление о различии юридического и языкового подходов к функционированию современного русского языка; • выработать стойкий профессиональный интерес обучаемых к решению проблем, обусловленных конфликтным функционированием языка в сфере массово-информационного дискурса; •показать пути и способы выхода из зоны риска при создании текстов в сфере массово-информационного дискурса и медиасферы в целом. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОК-2 | Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОПК-6 | готовность следовать принципам деонтологии в профессиональной практике, эффективно применять этические и правовые нормы |
ПК-1 | готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные виды и формы речевых конфликтов в сфере медиакоммуникации; лингвистические, этические и юридические основания их классификации; способы их преодоления |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать основные способы преодоления речевых конфликтов в профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | комплексом знаний об основных способах и формах речевых конфликтов в сфере медиакоммуникации; лингвистических, этических и юридических оснований их классификации; способами и тактиками их преодоления |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Юрислингвистика: содержание и основные понятия | ||||||
1.1. | Юридический аспект языка (юрислингвистика) и лингвистические аспекты права (лингвоюристика). | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л1.2 |
1.2. | Юридический аспект языка (юрислингвистика) и лингвистические аспекты права (лингвоюристика). Проблемы юридизации естественного языка. Своеобразие метаязыкового мышления юристов, филологов и журналистов. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
1.3. | Язык и речь как источник конфликтных ситуаций. Основные законы РФ, регулирующие языко-речевые конфликты | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л2.2, Л2.5, Л1.2 |
1.4. | Основные законы РФ, регулирующие языко-речевые конфликты. | Сам. работа | 3 | 42 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л3.2, Л1.1 |
Раздел 2. Речевые конфликты как правонарушение. | ||||||
2.1. | Речевые конфликты как правонарушение. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л3.1, Л3.2, Л2.3, Л1.2 |
2.2. | Речевой конфликт в публичной коммуникации. Медиадискурс как потенциально коннфликтная сфера функционирования русского языка | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л1.1 |
2.3. | Спорные тексты по делам о дискредитации в СМИ | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Конфликтный потенциал медиатекстов в связи с уголовными делами по обвинению в экстремистской деятельности | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л3.1, Л3.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л1.2 |
2.5. | Лингвоправовой дискурс и его специфика | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л3.1, Л3.2, Л2.3, Л2.5, Л1.2 |
2.6. | Речевые конфликты как правонарушение. | Сам. работа | 3 | 44 | ПК-1 | Л3.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бринев К.И. | Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза: монография | Барнаул // ЭБС "Лань" , 2017 | e.lanbook.com |
Л1.2 | под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина | Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие | Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под редакцией Н.Д. Голева. | Юрислингвистика-9: истина в языке и праве: межвуз. сб. науч. ст. | Барнаул, 2008 | |
Л2.2 | Третьякова В.С. | Речевой конфликт и аспекты его изучения // Юрислингвистика-5: Юридические аспекты языка и лингвистические аспекты права : статья | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004 | |
Л2.3 | О.А. Хазова | Искусство юридического письма.: монография | М.: Юрайт // ЭБС "Лань", 2018 | www.biblio-online.ru/book/77ACCFF9-09B4-4A15-8D83-D9ABA455F21E. |
Л2.4 | Под ред. Н.Д. Голева | Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии: Межвуз. сб. науч. тр. | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000 | |
Л2.5 | под ред. Н.Д. Голева | Юрислингвистика –7: Язык как феномен правовой коммуникации : межвуз. сб. тр. | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006 | |
Л2.6 | Голев Н.Д. | 7. Голев Н.Д. Об объективности и легитимности источников лингвистической экспертизы // Юрислингвистика-3. .: учебное пособие | Барнаул, из-во Алт-ун-та, 2002 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кашанина Т.В. | Юридическая техника: учебник | М.: Эксмо, 2007 | |
Л3.2 | Чувакин А.А. | Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru | |||
Э2 | Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru | |||
Э3 | Поисковая система google - www.google.ru | |||
Э4 | Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru | |||
Э5 | Издательство «Лань»: www.e.lanbook.com | |||
Э6 | Университетская библиотека: www.biblioclub.ru | |||
Э7 | www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки | |||
Э8 | vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии | |||
Э9 | Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Университетская библиотека: www.biblioclub.ru | |||
Э10 | Национальный корпус русского языка | www.ruscorpora.ru | ||
Э11 | Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | www.gramota.ru | ||
Э12 | Университетская библиотека | www.biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Университетская библиотека: www.biblioclub.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Цель дисциплины – дать обучаемым целостное представление о характере конфликтного функционирования языка в сфере массовой коммуникации, сформировать и развить у будущего специалиста в области массово-информационного дискурса комплекс знаний, умений, способностей, инициатив, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач в СМИ. Курс сочетает в себе лекционный (теоретический) материал, представленный к каждому занятию в виде презентаций лекционного материала. Перед тем, как приступать к выполнению домашнего задания, необходимо обязательно познакомиться с презентацией теоретического материала. В конце каждой презентации содержится домашнее задание, а также образцы его выполнения. Для выполнения задания использовать список литературы и источников. Практические задания могут выполняться как аудиторно, так и внеаудиторно в системе ЭУМК. Для студентов, по какой-либо причине пропустивших самостоятельную практическое занятие, задания к нему выставляются дополнительно в период, следующий после даты аудиторной работы. Для получения итогового зачета необходимо выполнить следующий минимум: 1) посещение практических занятий и выполнение практических заданий (аудиторно или внеаудиторно; через электронный ресурс либо подаваться в письменном виде); 2) выполнение домашних заданий к каждому практическому занятию; 3) участие в обсуждениях на Форумах; 4) выполнение тестовых заданий для самопроверки; 5) реферирование научных источников по теме занятия. Зачет ставится по совокупности выполненных видов оценочных средств: практические заданий; решения тестов для самопроверки, аудиторной и внеаудиторной работы, устного зачета. На зачете студенту предлагается ответить на 2 вопроса (теоретический и практический). На ответ отводится 25 минут. По итогам обучения ставится недифференцированная отметка: «Зачтено» или «Не зачтено». |