МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы современной юрислингвистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильТеория и методика журналистского творчества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ТиМЖТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 86 86 86 86
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доцент, Доронина С.В.

Рабочая программа дисциплины
Проблемы современной юрислингвистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 ЖУРНАЛИСТИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – формирование у студентов базовых знаний о различных формах взаимодействия языка и права, формирующих готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов, а также знании и понимании требований российского законодательства.
Реализации цели предполагает решение следующих задач:
• сформировать представление о различии юридического и языкового подходов к функционированию современного русского языка;
• выработать стойкий профессиональный интерес обучаемых к решению проблем, обусловленных конфликтным функционированием языка в сфере массово-информационного дискурса;
•показать пути и способы выхода из зоны риска при создании текстов в сфере массово-информационного дискурса и медиасферы в целом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-6 готовность следовать принципам деонтологии в профессиональной практике, эффективно применять этические и правовые нормы
ПК-1 готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные виды и формы речевых конфликтов в сфере медиакоммуникации; лингвистические, этические и юридические основания их классификации; способы их преодоления
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные способы преодоления речевых конфликтов в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. комплексом знаний об основных способах и формах речевых конфликтов в сфере медиакоммуникации; лингвистических, этических и юридических оснований их классификации; способами и тактиками их преодоления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Юрислингвистика: содержание и основные понятия
1.1. Юридический аспект языка (юрислингвистика) и лингвистические аспекты права (лингвоюристика). Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.2
1.2. Юридический аспект языка (юрислингвистика) и лингвистические аспекты права (лингвоюристика). Проблемы юридизации естественного языка. Своеобразие метаязыкового мышления юристов, филологов и журналистов. Практические 3 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-1 Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
1.3. Язык и речь как источник конфликтных ситуаций. Основные законы РФ, регулирующие языко-речевые конфликты Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.5, Л1.2
1.4. Основные законы РФ, регулирующие языко-речевые конфликты. Сам. работа 3 42 ОК-2, ОПК-6, ПК-1 Л3.2, Л1.1
Раздел 2. Речевые конфликты как правонарушение.
2.1. Речевые конфликты как правонарушение. Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-1 Л3.1, Л3.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Речевой конфликт в публичной коммуникации. Медиадискурс как потенциально коннфликтная сфера функционирования русского языка Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1
2.3. Спорные тексты по делам о дискредитации в СМИ Практические 3 4 ОК-2, ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.4. Конфликтный потенциал медиатекстов в связи с уголовными делами по обвинению в экстремистской деятельности Практические 3 4 ОК-2, ОПК-6, ПК-1 Л3.1, Л3.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л1.2
2.5. Лингвоправовой дискурс и его специфика Практические 3 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-1 Л3.1, Л3.2, Л2.3, Л2.5, Л1.2
2.6. Речевые конфликты как правонарушение. Сам. работа 3 44 ПК-1 Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бринев К.И. Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза: монография Барнаул // ЭБС "Лань" , 2017 e.lanbook.com
Л1.2 под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под редакцией Н.Д. Голева. Юрислингвистика-9: истина в языке и праве: межвуз. сб. науч. ст. Барнаул, 2008
Л2.2 Третьякова В.С. Речевой конфликт и аспекты его изучения // Юрислингвистика-5: Юридические аспекты языка и лингвистические аспекты права : статья Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004
Л2.3 О.А. Хазова Искусство юридического письма.: монография М.: Юрайт // ЭБС "Лань", 2018 www.biblio-online.ru/book/77ACCFF9-09B4-4A15-8D83-D9ABA455F21E.
Л2.4 Под ред. Н.Д. Голева Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии: Межвуз. сб. науч. тр. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000
Л2.5 под ред. Н.Д. Голева Юрислингвистика –7: Язык как феномен правовой коммуникации : межвуз. сб. тр. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006
Л2.6 Голев Н.Д. 7. Голев Н.Д. Об объективности и легитимности источников лингвистической экспертизы // Юрислингвистика-3. .: учебное пособие Барнаул, из-во Алт-ун-та, 2002
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник М.: Эксмо, 2007
Л3.2 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Э3 Поисковая система google - www.google.ru
Э4 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru
Э5 Издательство «Лань»: www.e.lanbook.com
Э6 Университетская библиотека: www.biblioclub.ru
Э7 www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
Э8 vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии
Э9 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Университетская библиотека: www.biblioclub.ru
Э10 Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru
Э11 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э12 Университетская библиотека www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Поисковая система google - www.google.ru
Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru
Университетская библиотека: www.biblioclub.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель дисциплины – дать обучаемым целостное представление о характере конфликтного функционирования языка в сфере массовой коммуникации, сформировать и развить у будущего специалиста в области массово-информационного дискурса комплекс знаний, умений, способностей, инициатив, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач в СМИ.
Курс сочетает в себе лекционный (теоретический) материал, представленный к каждому занятию в виде презентаций лекционного материала. Перед тем, как приступать к выполнению домашнего задания, необходимо обязательно познакомиться с презентацией теоретического материала.
В конце каждой презентации содержится домашнее задание, а также образцы его выполнения.
Для выполнения задания использовать список литературы и источников.
Практические задания могут выполняться как аудиторно, так и внеаудиторно в системе ЭУМК.
Для студентов, по какой-либо причине пропустивших самостоятельную практическое занятие, задания к нему выставляются дополнительно в период, следующий после даты аудиторной работы.
Для получения итогового зачета необходимо выполнить следующий минимум:
1) посещение практических занятий и выполнение практических заданий (аудиторно или внеаудиторно; через электронный ресурс либо подаваться в письменном виде);
2) выполнение домашних заданий к каждому практическому занятию;
3) участие в обсуждениях на Форумах;
4) выполнение тестовых заданий для самопроверки;
5) реферирование научных источников по теме занятия.

Зачет ставится по совокупности выполненных видов оценочных средств:
практические заданий; решения тестов для самопроверки, аудиторной и внеаудиторной работы, устного зачета.
На зачете студенту предлагается ответить на 2 вопроса (теоретический и практический). На ответ отводится 25 минут.
По итогам обучения ставится недифференцированная отметка: «Зачтено» или «Не зачтено».