МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История белой эмиграции
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Разгон В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История белой эмиграции

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 04.07.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 04.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов знаний о белой эмиграции как политическом и социальном феномене, оказывавшем значительное влияние на социально-политическое и культурное развитие России, Европы и мира, для формирования целостного представления об отечественной истории.
Формирование знаний, умений и навыков использования специальных знаний, полученных в рамках освоения дисциплины, в исследовательской и практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8: способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретическое и конкретно-историческое содержание проблем, изучаемых в рамках дисциплины, принцип историзма, системный подход, общенаучные и специальные методы, применяемые при проведении исторических научных исследований;
- программы основных общественно-политических организаций и направлений белой эмиграции,
правовое положение, историю повседневности и социокультурной адаптации эмигрантов, место и роль
белой эмиграции в событиях мировой истории 1920-х–1930-х гг.;
- методику работы с источниками специальной информации, методические приемы использования
специальных знаний, полученных в рамках освоения учебной дисциплины, в исследовательской
и практической деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать полученные в ходе изучения дисциплины знания, умения и навыки при проведении исследований в рамках научной специализации;
- определить роль и влияние русской эмиграции на события и процессы советской и мировой истории
1920-х–1930-х гг.;
- применять методику работы с различными источниками специальной информации, использовать
специальные знания, приобретенные в рамках изучения дисциплины, в исследовательской и
практической деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками использования знаний и умений, выработанных в ходе изучения конкретных проблем отечественной истории, для проведения исследований в области своей научной специализации;

- навыками реализации целостного подхода к изучению истории белой эмиграции, определения вклада русских эмигрантов в развитие мировой культуры и науки, влияния эмиграции на события и процессы советской и мировой истории;

- навыками поиска специальной информации, способностью работать с различными источниками специальной информации, самостоятельно создавать информационные ресурсы на базе специальных знаний, использовать специальные знания, полученные в рамках освоения дисциплины, в исследовательской и практической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты темы
1.1. Численность, социальный состав и расселение эмигрантов. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Численность, социальный состав и расселение эмигрантов. Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Численность, социальный состав и расселение эмигрантов. Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Новая тактика белой эмиграции. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Новая тактика белой эмиграции. Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Новая тактика белой эмиграции. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Сменовеховство как идейно-политическое течение эмиграции Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Монархический лагерь белой эмиграции Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.9. Революционно-демократическое и либеральное направления в эмиграции Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Евразийство как идейно-теоретическое направление в эмиграции. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2.
2.11. Русские эмигранты в Китае. Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.12. Правовое положение и социокультурная адаптация мигрантов. Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.13. Белая эмиграция в годы Второй мировой войны Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.14. Вклад русской эмиграции в развитие науки и культуры. Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.15. Зачет 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету:
1. Численность, социальный состав и расселение эмигрантов
2. Новая тактика белой эмиграции
3. Сменовеховство как идейно-политическое течение эмиграции
4. Монархический лагерь белой эмиграции
5. Революционно-демократическое и либеральное направления в эмиграции
6. Евразийство
7. Правовое положение и социокультурная адаптация мигрантов
8. Вклад русской эмиграции в развитие науки
9. Русские деятели культуры в эмиграции культуры
10. Русские эмигранты в Китае
11.Белая эмиграция в годы Второй мировой войны
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Численность состав и расселение мигрантов в европейских странах (Франции, Болгарии, Чехословакии, Германии – на выбор)
2. Русские эмигранты в Китае
3. Российский обще-воинский союз
4. Национально-трудовой союз нового поколения (НТС) : программа, эволюция организационной структуры
5. Евразийство как философское и социально-политическое течение
6. Конституционно-демократическая партия в эмиграции
7. Партия эсеров и ее лидеры в эмиграции
8. Меньшевики в эмиграции
9. П.Н. Милюков и новая тактика белой эмиграции




10. Н.В. Устрялов как идеолог сменовеховства
11. Участие русских эмигрантов в движении Сопротивления в европейских странах в период II мировой войны
12. Политико-правовое положение эмигрантов
13. Повседневная жизнь и социокультурная адаптация эмигрантов
14. Русская православная церковь в эмиграции
15. Вклад ученых-эмигрантов в развитие мировой науки
16. Деятели литературы и искусства за рубежом (И. Бунин, М. Цветаева, Тэффи, А. Белый, Н. Гумилев, А. Ахматова, Е.Замятин, А. Куприн, М. Ходасевич, Н. Шмелев, А. Аверченко, В. Набоков. М. Шагал, К. Коровин, Н. Рерих, А. Бенуа, В. Кандинский, А. Яковлев, С. Рахманинов, С. Прокофьев, С. Дягилев, А. Павлова, Ф. Шаляпин и др. – на выбор)).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бочарова З.С. Российское зарубежье 1920-1930-х гг. как феномен отечественной истории: учебное пособие М. : АИРО-XXI, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115213
Л1.2 Смагина С.М. Российская политическая эмиграция: теория и история (20-30-е годы XX века) : учебник для студентов и магистров Ростов-н/Д : Изд-во Южного федерального университета, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240969
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сабенникова, И.В. Российская эмиграция (1917–1939): сравнительно-типологическое исследование : М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428589
Л2.2 М. В. Ходяков [и др.] Новейшая история России в 2 ч. Часть 1. 1914—1941 : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/book/86B17B05-CC10-44AE-A761-E601215DA321
Л2.3 Шелохаев В.В. Конституционно-демократическая партия в России и эмиграции: М. : РОССПЭН, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428410
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека (НЭБ) http://www.elibrary.ru/

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/index.html

Электронная библиотечная система "Университетская библиотека онлайн» www.biblioclub.ru

ЭБС «Юрайт».https://www.biblio-online.ru/book
Информационные ресурсы Российской Библиотечной Ассоциации (РБА) http://www.rba.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История белой эмиграции» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим (семинарским) занятиям, при написании письменных работ в форме реферата, выполнении практических заданий.
Методологическая основа изучения дисциплины: теория модернизации.
Усвоение содержания дисциплины происходит в ходе лекций, практических (семинарских) занятий, подготовки реферата, самостоятельного изучения рекомендованной литературы.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
Подготовка к практическому (семинарскому) занятию включает изучение содержания источников и литературы, рекомендованных в плане занятия и списке рекомендованной литературы и источников. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
При подготовке к семинарскому (практическому) занятию можно выделить 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Итоговая аттестация осуществляется в форме устного зачета, структурированного по основным тематическим разделам дисциплины.
Тематическое содержание дисциплины:
Тема 1. Численность, социальный состав и расселение эмигрантов. Эвакуация остатков белых армий. Формирование белоэмигрантских колоний в Европе, Азии и Америке. Динамика численности эмигрантов. Социальный состав эмигрантов.
Тема 2. Новая тактика белой эмиграции. Причины появления «новой тактики», ее сущность. Роль П.Н. Милюкова в ее разработке. Республиканско-Демократическое объединение.
Тема 3. Сменовеховство как идейно-политическое течение эмиграции. Социальная и политическая сущность сменовеховства. Сборник «Смена вех». Журнал «Накануне». Н. Устрялов как идеолог сменовеховства. Распространение сменовеховских идей внутри советской России. Репатриация и возвращение на родину.
Тема 4. Монархический лагерь белой эмиграции. Эвакуация и размещение остатков деникинской и врангелевской армий в Турции и Болгарии. Патриотическое объединение. Центральное объединение. Съезды монархистов. Российский общевоинский союз. Младороссы. Русская православная церковь в эмиграции.
Тема 5. Революционно-демократическое и либеральное направления в эмиграции. Партия эсеров в эмиграции. Эмигрантский меньшевизм. Энесы. «Крестьянская Россия». Кадетские организации в эмиграции.
Тема 6. Евразийство как идейно-теоретическое направление в эмиграции. Идейные истоки евразийства. Идеологи евразийства: Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Г.В. Вернадский.
Тема 7. Правовое положение и социокультурная адаптация мигрантов. Правовое положение эмигрантов. Нансеновские паспорта. Благотворительная деятельность эмигрантских организаций. Трудоустройство. Повседневная жизнь эмигрантов. Социокультурная адаптация. Проблема ассимиляции.
Тема 8. Русские эмигранты в Китае. Численность и расселение. Белоэмигрантские организации. Репатриация после передачи КВЖД Китаю. Положение эмигрантов в Маньчжурии после оккупации ее Японией.
Тема 9. Вклад русской эмиграции в развитие науки и культуры. Вклад эмигрантов в развитие естественных и общественных наук. Деятели литературы и искусства за рубежом (И. Бунин, М. Цветаева, Тэффи, А. Белый, Н. Гумилев, А. Ахматова, Е.Замятин, А. Куприн, М. Ходасевич, Н. Шмелев, А. Аверченко, В. Набоков. М. Шагал, К. Коровин, Н. Рерих, А. Бенуа, В. Кандинский, А. Яковлев, С. Рахманинов, С. Прокофьев, С. Дягилев, А. Павлова, Ф. Шаляпин и др.).
Тема 10. Белая эмиграция в годы Второй мировой войны. Антифашистские настроения в среде белоэмигрантов