МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания истории искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 193
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 193 193 193 193
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания истории искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Методика преподавания итории искусства» является формирование у студентов представлений о методике преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла как частной дидактики, определяющей цели, содержание, структуру учебных курсов, формы организации учебного процесса, методы, методические приемы и средства обучения, способствующие формированию и развитию личности.
В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
- выявление специфики обучения по дисциплинам гуманитарно-эстетического цикла, формы и методы организации занятий
- овладение методическими умениями и навыками по организации учебных занятий по дисциплинам история искусства, мировая художественная культура (планировать учебную деятельность, поставить и реализовать цель урока, обоснованно подобрать методы и средства обучения, методы диагностики знаний учащихся;
- обеспечение высокого уровня знаний в процессе освоения продуктивных форм педагогической деятельности;
- формирование компетенций, определяющих готовность к преподаванию дисциплин культурологического цикла

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
ПК-11 способностью применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы организации учебного процесса по дисциплинам гуманитарно-эстетическогг цикла;
формы и методы ведения учебной работы по истории искусства;
методы и формы активизации творческого процесса на занятиях;
методы коррекции и контроля знаний, умений и навыков учащихся;
возрастные особенности учащихся.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать авторский методический фонд для занятий по истории искусства, включающий наглядные пособия, иллюстративные средства, и т.д.;
составлять планы-конспекты занятий;
конструировать учебные и творческие задания по дисциплинам гуманитарно-эстетического цикла для учащихся общеобразовательных школ;
грамотно пользоваться при подготовке методической литературой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.подготовки и проведения занятий по истории искусства, владеть профессиональным языком предметной области знания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс. Методика преподавания дисциплин гуманитарно-эстетического цикла как частная дидактика.
1.1. Цели и задачи курса методики преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла. Основные принципы педагогики как науки об образовании, обучении и воспитании человека Лекции 5 2 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные принципы педагогики как науки об образовании, обучении и воспитании человека. Подготовка к тестированию. Современное социально-гуманитарное образование. Актуальные проблемы социокультурного развития личности учащегося. Интегральная роль дисциплин культурологического и гуманитарно-эстетического цикла: уровни изучения. Сам. работа 5 12 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.3. Педагогика искусства. Основные идеи отечественной художественной педагогики рубежа XIX-XX вв. Роль художественного и эстетического образования и воспитания в трудах А.В. Бакушинского Практические 5 2 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Интеграция, гуманизация и гумаритаризация образования в контексте модернизации содержания образования. Нормативное и методическое обеспечение образовательного процесса
2.1. Модернизация российского образования. Основные подходы к пониманию сущности интеграции, гуманизации и гуманитаризации современного российского образования. Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса Лекции 5 2 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.2. Основные подходы к пониманию сущности интеграции, гуманизации и гуманитаризации современного российского образования Сам. работа 5 12 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.3. Нормативные документы, регламентирующие вопросы развития системы российского образования Сам. работа 5 16 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.4. Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса. Подготовка к тестированию. Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Цели, содержание и структура современной системы обучения по дисциплинам социально-гуманитарного цикла
3.1. Современное социально-гуманитарное образование. Актуальные проблемы социокультурного развития личности учащегося. Интегральная роль дисциплин культурологического и гуманитарно-эстетического цикла: уровни изучения. Практические 5 2 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.2. Художественное и эстетическое образование и воспитание в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования Сам. работа 5 12 ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.3. Идеи эстетического воспитания в художественной педагогике советского периода (В. Щербаков, Э. Ильенков, Ю. Фохт-Бабушкин, В. Алексеев, Д. Кабалевский, Б. Неменский). Система художественного образования Б.М. Неменского Сам. работа 5 12 ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.4. Педагогика искусства: понятие, категории, принципы, основные подходы, задачи. Проблемам интеграции искусств в образовании, прогнозирование эстетического воспитания и развития детей и молодёжи Сам. работа 5 12 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Теоретические основы преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла
4.1. Методологические, логические и психологические основы преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла. Психолого-педагогическое обоснование преподавания мировой художественной культуры как предмета искусства в школе Лекции 5 2 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.2. Современная теория диалога культур в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла Сам. работа 5 8 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.3. Воображение как основа творческого процесса и как необходимое условие для восприятия искусства и формирования творческой личности Сам. работа 5 8 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.4. Методологические, логические и психологические основы преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла. Психолого-педагогическое обоснование преподавания мировой художественной культуры как предмета искусства в школе. Воображение как основа творческого процесса и как необходимое условие для восприятия искусства и формирования творческой личности. Подготовка к тестированию Сам. работа 5 12 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Организационные формы обучения. Современный урок, его типы и формы. Лекция. Семинарские занятия. Самостоятельная работа.
5.1. Классификация организационных форм обучения. Современные формы организация обучения по дисциплинам социально-гуманитарного цикла Лекции 5 2 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.2. Особенности организации учебного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и юношества Сам. работа 5 12 ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.3. Конспектирование по теме «Дидактические игры, методика их использования в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла» Сам. работа 5 6 ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.4. Активные методы обучения. Понятие и классификация средств обучения, методика их использования в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 5 16 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.5. Методы искусствоведческого анализа в преподавании мировой художественной культуры Практические 5 2 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.6. Нетрадиционные формы уроков: «Урок-дискуссия», «Урок-путешествие», «Урок-экскурсия», «Урок-репортаж». Разработака плана учебного занятия Сам. работа 5 16 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.7. Современная система методов обучения. Роль наглядного метода обучения в преподавании культурологических дисциплин Сам. работа 5 16 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.8. Методы контроля и самоконтроля в учебной деятельности. Разработка плана учебного занятия Сам. работа 5 13 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.9. Экзамен 5 9 ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; отв. ред. Л. В. Байбородова. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C77D12F3-14D7-483E-8C87-886ECDB61980
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства : учебное пособие СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе studfiles.net
Э2 Сетевой электронный научный журнал "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА" www.art-education.ru
Э3 КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «ИСКУССТВО» в Российской федерации (ПРОЕКТ) www.koiro.edu.ru
Э4 Курс "Методика преподавания истории искусства" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- выполнение самостоятельных работ.
- использование компьютерной техники, интернета и др.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля