Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 193 | 193 | 193 | 193 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Методика преподавания итории искусства» является формирование у студентов представлений о методике преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла как частной дидактики, определяющей цели, содержание, структуру учебных курсов, формы организации учебного процесса, методы, методические приемы и средства обучения, способствующие формированию и развитию личности. В ходе освоения курса решаются следующие задачи: - выявление специфики обучения по дисциплинам гуманитарно-эстетического цикла, формы и методы организации занятий - овладение методическими умениями и навыками по организации учебных занятий по дисциплинам история искусства, мировая художественная культура (планировать учебную деятельность, поставить и реализовать цель урока, обоснованно подобрать методы и средства обучения, методы диагностики знаний учащихся; - обеспечение высокого уровня знаний в процессе освоения продуктивных форм педагогической деятельности; - формирование компетенций, определяющих готовность к преподаванию дисциплин культурологического цикла |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
ПК-11 | способностью применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические основы организации учебного процесса по дисциплинам гуманитарно-эстетическогг цикла; формы и методы ведения учебной работы по истории искусства; методы и формы активизации творческого процесса на занятиях; методы коррекции и контроля знаний, умений и навыков учащихся; возрастные особенности учащихся. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | создавать авторский методический фонд для занятий по истории искусства, включающий наглядные пособия, иллюстративные средства, и т.д.; составлять планы-конспекты занятий; конструировать учебные и творческие задания по дисциплинам гуманитарно-эстетического цикла для учащихся общеобразовательных школ; грамотно пользоваться при подготовке методической литературой. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | подготовки и проведения занятий по истории искусства, владеть профессиональным языком предметной области знания. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс. Методика преподавания дисциплин гуманитарно-эстетического цикла как частная дидактика. | ||||||
1.1. | Цели и задачи курса методики преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла. Основные принципы педагогики как науки об образовании, обучении и воспитании человека | Лекции | 5 | 2 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Основные принципы педагогики как науки об образовании, обучении и воспитании человека. Подготовка к тестированию. Современное социально-гуманитарное образование. Актуальные проблемы социокультурного развития личности учащегося. Интегральная роль дисциплин культурологического и гуманитарно-эстетического цикла: уровни изучения. | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Педагогика искусства. Основные идеи отечественной художественной педагогики рубежа XIX-XX вв. Роль художественного и эстетического образования и воспитания в трудах А.В. Бакушинского | Практические | 5 | 2 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Интеграция, гуманизация и гумаритаризация образования в контексте модернизации содержания образования. Нормативное и методическое обеспечение образовательного процесса | ||||||
2.1. | Модернизация российского образования. Основные подходы к пониманию сущности интеграции, гуманизации и гуманитаризации современного российского образования. Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса | Лекции | 5 | 2 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Основные подходы к пониманию сущности интеграции, гуманизации и гуманитаризации современного российского образования | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Нормативные документы, регламентирующие вопросы развития системы российского образования | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса. Подготовка к тестированию. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Цели, содержание и структура современной системы обучения по дисциплинам социально-гуманитарного цикла | ||||||
3.1. | Современное социально-гуманитарное образование. Актуальные проблемы социокультурного развития личности учащегося. Интегральная роль дисциплин культурологического и гуманитарно-эстетического цикла: уровни изучения. | Практические | 5 | 2 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Художественное и эстетическое образование и воспитание в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Идеи эстетического воспитания в художественной педагогике советского периода (В. Щербаков, Э. Ильенков, Ю. Фохт-Бабушкин, В. Алексеев, Д. Кабалевский, Б. Неменский). Система художественного образования Б.М. Неменского | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Педагогика искусства: понятие, категории, принципы, основные подходы, задачи. Проблемам интеграции искусств в образовании, прогнозирование эстетического воспитания и развития детей и молодёжи | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Теоретические основы преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла | ||||||
4.1. | Методологические, логические и психологические основы преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла. Психолого-педагогическое обоснование преподавания мировой художественной культуры как предмета искусства в школе | Лекции | 5 | 2 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Современная теория диалога культур в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Воображение как основа творческого процесса и как необходимое условие для восприятия искусства и формирования творческой личности | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Методологические, логические и психологические основы преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла. Психолого-педагогическое обоснование преподавания мировой художественной культуры как предмета искусства в школе. Воображение как основа творческого процесса и как необходимое условие для восприятия искусства и формирования творческой личности. Подготовка к тестированию | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Организационные формы обучения. Современный урок, его типы и формы. Лекция. Семинарские занятия. Самостоятельная работа. | ||||||
5.1. | Классификация организационных форм обучения. Современные формы организация обучения по дисциплинам социально-гуманитарного цикла | Лекции | 5 | 2 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Особенности организации учебного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и юношества | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Конспектирование по теме «Дидактические игры, методика их использования в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла» | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Активные методы обучения. Понятие и классификация средств обучения, методика их использования в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла. Подготовка к контрольной работе | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
5.5. | Методы искусствоведческого анализа в преподавании мировой художественной культуры | Практические | 5 | 2 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
5.6. | Нетрадиционные формы уроков: «Урок-дискуссия», «Урок-путешествие», «Урок-экскурсия», «Урок-репортаж». Разработака плана учебного занятия | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
5.7. | Современная система методов обучения. Роль наглядного метода обучения в преподавании культурологических дисциплин | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
5.8. | Методы контроля и самоконтроля в учебной деятельности. Разработка плана учебного занятия | Сам. работа | 5 | 13 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
5.9. | Экзамен | 5 | 9 | ПК-8, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; отв. ред. Л. В. Байбородова. | Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/C77D12F3-14D7-483E-8C87-886ECDB61980 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Жуковский В.И. | Теория изобразительного искусства : учебное пособие | СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе | studfiles.net | ||
Э2 | Сетевой электронный научный журнал "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА" | www.art-education.ru | ||
Э3 | КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «ИСКУССТВО» в Российской федерации (ПРОЕКТ) | www.koiro.edu.ru | ||
Э4 | Курс "Методика преподавания истории искусства" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; - учебно-исследовательская работа; - выполнение самостоятельных работ. - использование компьютерной техники, интернета и др. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - четкое и системное планирование самостоятельной работы; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля |