МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы организации труда

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Булатова Г.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы организации труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. С.В.Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. С.В.Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение студентами современных знаний, умений и практических навыков в области организации и труда, овладение основными методами изучения трудовых процессов с целью разработки и реализации организационных нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 знанием основ научной организации и нормирования труда, владением навыками проведения анализа работ и анализа рабочих мест, оптимизации норм обслуживания и численности, способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умение применять их на практике
ПК-11 владением навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия организации и нормирования труда; основные элементы организации труда на предприятии; виды норм и нормативов по труду; процессы групповой динамики и принципы формирования команды
основные понятия рабочего времени, организационной и функционально-штатной структуры организации
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике методы анализа работ и рабочих мест; расчёта норм труда; организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач по управлению персоналом
анализировать и оценивать состояние и эффективность организации труда персонала, разрабатывать и обосновывать предложения по совершенствованию организации труда
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки и реализации мероприятий по совершенствованию организации труда персонала; навыками организации групповой работы
навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и элементы организации труда на предприятии, их характеристика. Краткая история развития НОТ. Виды и формы разделения труда. Границы и уровень разделения труда. Сущность кооперации труда, ее формы. Направления совершенствования разделения и кооперации труда. Понятие и классификация рабочих мест. Оснащение и планировка рабочего места, ее задачи. Организация обслуживания рабочего места. Структура трудового процесса. Проектирование и использование рациональных приемов и методов труда. Условия труда на предприятии. Направления совершенствования условий труда. Виды режимов труда и отдыха. Управление дисциплиной труда. Подбор, подготовка и повышение квалификации работников. Формы организации труда и их эффективность. Проектирование организации труда на предприятии. Анализ состояния и управление организацией труда на предприятии.
1.1. Содержание и основы научной организации труда Лекции 4 2 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Содержание и основы научной организации труда Практические 4 3 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Содержание и основы научной организации труда Сам. работа 4 6 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Краткая история развития НОТ Сам. работа 4 6 ПК-5 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Разделение и кооперация труда на предприятии Лекции 4 2 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Разделение и кооперация труда на предприятии Практические 4 2 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Разделение и кооперация труда на предприятии Сам. работа 4 6 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Организация и обслуживание рабочих мест Лекции 4 4 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Организация и обслуживание рабочих мест Практические 4 4 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Организация и обслуживание рабочих мест Сам. работа 4 2 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Приемы и методы труда Лекции 4 4 ПК-5 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Приемы и методы труда Практические 4 3 ПК-5 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. Приемы и методы труда Сам. работа 4 4 ПК-5 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Условия труда на предприятии Лекции 4 2 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.15. Условия труда на предприятии Практические 4 3 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.16. Условия труда на предприятии Сам. работа 4 3 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.17. Управление дисциплиной труда Сам. работа 4 2 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.18. Подбор, подготовка и повышение квалификации работников Сам. работа 4 2 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.19. Формы организации труда и их эффективность Лекции 4 2 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.20. Формы организации труда и их эффективность Практические 4 3 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.21. Формы организации труда и их эффективность Сам. работа 4 2 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.22. Проектирование организации труда на предприятии Лекции 4 2 ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.23. Проектирование организации труда на предприятии Практические 4 2 ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.24. Проектирование организации труда на предприятии Сам. работа 4 2 ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.25. Организация управленческого труда Сам. работа 4 2 ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.26. Анализ состояния и управления организацией труда на предприятии Лекции 4 2 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.27. Анализ состояния и управления организацией труда на предприятии Практические 4 2 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.28. Анализ состояния и управления организацией труда на предприятии Сам. работа 4 2 ПК-5, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рябчикова Т. А. Основы организации труда: ТУСУР, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Курочкин В.Н. Организация, нормирование и оплата труда: Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина Экономика труда в 2 ч. Часть 2 : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A2117CFA-CA66-49B2-B64C-20F981005441
Л2.2 И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина Экономика труда в 2 ч. Часть 1 : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F20EA8D8-6267-4BEF-BAC0-484768CE4B1E
Л2.3 Скляревская В.А. Экономика труда: Учебник для бакалавров Москва : Дашков и К, https://e.lanbook.com/book/93449, 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007 (2010); Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экзамен вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.