Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | Данная дисциплина предполагает углубленное рассмотрение ряда узловых проблем, связанных с развитием экономики, формированием классов, социокультурным развитием страны во 2-й половине Х1Х в. Формирование научной картины урбанизационных процессов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04.01 |
ПК-1 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Материал по истории России 2-й пол. ХIХ в. и по процессам урбанизации в данный период. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять полученные знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины. Историография проблемы. | ||||||
1.1. | Предмет и задачи дисциплины. Историография проблемы. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Историография проблемы. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Городское население во 2-й половине Х1Х в. | ||||||
2.1. | Городское население во 2-й половине Х1Х в. | Лекции | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Городское население во 2-й половине Х1Х в. | Практические | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Транспортная функция городов | ||||||
3.1. | Транспортная функция городов | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Транспортная функция городов | Практические | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Транспортная функция городов | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Промышленная функция городов | ||||||
4.1. | Промышленная функция городов | Практические | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Промышленная функция городов | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Города –центры торговли | ||||||
5.1. | Города –центры торговли | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Города –центры торговли | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Классовая структура городского населения | ||||||
6.1. | Классовая структура городского населения | Лекции | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Классовая структура городского населения | Практические | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
6.3. | Классовая структура городского населения | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 7. Экономика пореформенного города | ||||||
7.1. | Экономика пореформенного города | Лекции | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
7.2. | Экономика пореформенного города | Практические | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
7.3. | Экономика пореформенного города | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 8. Городское самоуправление. Городское хозяйство. | ||||||
8.1. | Городское самоуправление. Городское хозяйство. | Лекции | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
8.2. | Городское самоуправление. Городское хозяйство. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 9. Культурная функция городов. Архитектура | ||||||
9.1. | Культурная функция городов. Архитектура | Лекции | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
9.2. | Культурная функция городов. Архитектура | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Размещение и численность городского населения России во 2-й пол.Х1Х в. 2. Демографические процессы в городах во 2-й пол.Х1Х в. 3. Железнодорожное строительство во 2-й пол. Х1Х в. 4. Развитие речного и морского транспорта во 2-й пол.Х1Х в. 5. Промышленность Петербурга во 2-й пол. Х1Х в. 6. Промышленность Москвы и городов Центрального промышленного района во второй половине Х1Х в. 7. Промышленность городов Юга во второй половине Х1Х в. 8. Промышленность городов Поволжья и Урала во второй половине Х1Х в. 9. Города – центры торговли. 10. Культурная функция городов. 11. Сословная структура городского населения. 12. Классовая структура городского населения. 13. Городская реформа 1870 г. 14.Бюджеты городов и городское хозяйство. 15. Архитектура пореформенного русского города. 16. Города Сибири во второй половине Х1Х в. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Скубневский В.А. | Города России во второй половине XIX века: учеб. пособие | Барнаул : АЗБУКА, 2012 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Гончаров Ю.М.. Скубневский В.А. | Города Западной Сибири во 2-й половине XIX – начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: монография | ИП Колмогоров И.А., , 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Беловинский, Л.В. | Жизнь русского обывателя: на шумных улицах градских : | М. : Кучково поле, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454420 |
Л2.2 | Беловинский, Л.В. | Жизнь русского обывателя: от дворца до острога : | М. : Кучково поле, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454421 |
Л2.3 | Скубневский В.А. | Урбанизационные процессы в Сибири второй половины XIX – начала ХХ в.: избранные статьи | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2010 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle "История городов России" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |