МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История городов России
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 163
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 163 163 163 163
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Скубневский В.А.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рабочая программа дисциплины
История городов России

разработана в соответствии с ФГОС:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление 46.03.01 История утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 07.08.2014 № 950

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Данная дисциплина предполагает углубленное рассмотрение ряда узловых проблем, связанных с развитием экономики, формированием классов, социокультурным развитием страны во 2-й половине Х1Х в. Формирование научной картины урбанизационных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8: способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Материал по истории России 2-й пол. ХIХ в. и по процессам урбанизации в данный период.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять полученные знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины. Историография проблемы.
1.1. Предмет и задачи дисциплины. Историография проблемы. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Историография проблемы. Сам. работа 2 18 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Городское население во 2-й половине Х1Х в.
2.3. Городское население во 2-й половине Х1Х в. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Городское население во 2-й половине Х1Х в. Сам. работа 2 18 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Транспортная функция городов
3.5. Транспортная функция городов Практические 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Транспортная функция городов Сам. работа 2 18 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Промышленная функция городов
4.7. Промышленная функция городов Практические 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.8. Промышленная функция городов Сам. работа 2 18 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Города –центры торговли
5.9. Города –центры торговли Сам. работа 2 18 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Классовая структура городского населения
6.10. Классовая структура городского населения Сам. работа 2 18 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Экономика пореформенного города
7.11. Экономика пореформенного города Сам. работа 2 18 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 8. Городское самоуправление. Городское хозяйство.
8.12. Городское самоуправление. Городское хозяйство. Сам. работа 2 18 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 9. Культурная функция городов. Архитектура
9.13. Культурная функция городов. Архитектура Сам. работа 2 19 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
9.14. Экзамен 2 9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Размещение и численность городского населения России во 2-й пол.Х1Х в.
2. Демографические процессы в городах во 2-й пол.Х1Х в.
3. Железнодорожное строительство во 2-й пол. Х1Х в.
4. Развитие речного и морского транспорта во 2-й пол.Х1Х в.
5. Промышленность Петербурга во 2-й пол. Х1Х в.
6. Промышленность Москвы и городов Центрального промышленного района во второй половине Х1Х в.
7. Промышленность городов Юга во второй половине Х1Х в.
8. Промышленность городов Поволжья и Урала во второй половине Х1Х в.
9. Города – центры торговли.
10. Культурная функция городов.
11. Сословная структура городского населения.
12. Классовая структура городского населения.
13. Городская реформа 1870 г.
14.Бюджеты городов и городское хозяйство.
15. Архитектура пореформенного русского города.
16. Города Сибири во второй половине Х1Х в.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончаров Ю.М.. Скубневский В.А. Города Западной Сибири во 2-й половине XIX – начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: монография ИП Колмогоров И.А., , 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/661
Л1.2 Скубневский В.А. Города России во второй половине XIX века: учеб. пособие Барнаул : АЗБУКА, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/26
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скубневский В.А. Урбанизационные процессы в Сибири второй половины XIX – начала ХХ в.: избранные статьи Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2010 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/51
Л2.2 Беловинский, Л.В. Жизнь русского обывателя: на шумных улицах градских : М. : Кучково поле, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454420
Л2.3 Беловинский, Л.В. Жизнь русского обывателя: от дворца до острога : М. : Кучково поле, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454421
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». http://biblioclub.ru/
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» https://biblio-online.ru/
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.