МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика профессионального обучения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 90
самостоятельная работа 207
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 23 12
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 36 36 18 18 54 54
Сам. работа 54 54 153 153 207 207
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 216 216 324 324

Программу составил(и):
к.иск, доцент, Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
д.иск., декан , Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Методика профессионального обучения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Методика профессионального обучения" является формирование профессиональных компетенций, востребованных в методической работе преподавателя, подготовка педагогов-дизайнеров для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1 способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена
ПК-3 способностью организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО
ПК-8 готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочих, служащих и специалистов среднего звена
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные документы, регламентирующие содержание образования и обучения в профессиональных образовательных учреждениях;
- основные требования, содержание, методику профессиональной подготовки специалистов;
- методы обучения и формирования профессиональных знаний и навыков;
- теоретические основы проектирования форм организации учебной деятельности;
- дидактические возможности, принципы действия, технологию использования и методику применения дидактических средств;
- сущность, содержание и структуру образовательного процесса;
- формы средства и методы педагогической деятельности;
- профессиональную лексику.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать содержание обучения, планировать и проводить разные типы и виды занятий по теоретическому и практическому обучению в учреждениях профессионального образования;
- выбирать средства и методы обучения, оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации;
- разрабатывать комплексы дидактических средств обучения и адаптировать их к реальным условиям учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях;
- проводить самодиагностику педагогических способностей и умений, профессионально значимых качеств личности педагога.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- приемами анализа, проектирования, оценки и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе;
- навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, технологий педагогического общения;
- методиками проектирования педагогических технологий для подготовки современного специалиста;
- навыками адаптации методических разработок к условиям реального учебного процесса в профессиональных учебных заведениях;
- навыки самостоятельной работы со специальной и справочной литературой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи методики профессионального обучения
1.1. Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний Лекции 6 2 ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Работа с лекционным материалом. Подготовка к семинару Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1
1.3. Системность компонентов процесса профессионального обучения Практические 6 4 ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л1.1
1.4. Работа с понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины. Подготовка к тестированию Сам. работа 6 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1
Раздел 2. Содержание профессионального образования и обучения
2.1. Сущность методической работы педагога профессионального образования Лекции 6 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1
2.2. Основы отбора содержания профессионального образования Практические 6 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1
2.3. Анализ профессиограмм, профессиональных и образовательных стандартов. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 6 8 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.4. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Понятие профессии и специальности Практические 6 4 ПК-3 Л1.1
2.5. Изучение федерального закона "Об образовании Российской Федерации" и выполнение задания в электронном курсе Сам. работа 6 8 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Средства обучения и формы наглядного представления учебной информации
3.1. Понятие средств обучения и их виды Лекции 6 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Подготовка к семинару. Подготовка и выполнение теста в электронном курсе Сам. работа 6 8 ПК-1 Л1.1
3.3. Виды учебных изданий Практические 6 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Принцип наглядности обучения и его реализация в современном профессиональном образовании Лекции 6 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.5. Современные средства и способы визуализации учебной информации Практические 6 4 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.6. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 6 8 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.7. Современные технические средства обучения и информационные технологии в образовании Практические 6 4 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.8. Выполнение задания по теме "Технические средства обучения" в электронном курсе Сам. работа 6 8 ПК-1, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Понятие, сущность,классификация методов и форм обучения
4.1. Понятие метода обучения. Выбор метода обучения Лекции 6 4 ПК-1, ПК-8 Л1.1
4.2. Работа с лекционным материалом. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-8 Л1.1
4.3. Применение активных и интерактивных методов обучения Практические 6 4 ПК-1 Л1.1
4.4. Виды словесных методов обучения Лекции 6 2 ПК-1 Л1.1
4.5. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.6. Словесные методы обучения: практикум Практические 6 4 ПК-1 Л1.1
4.7. Подготовка к тесту в электронном курсе. Подготовка к итоговому собеседованию по семестру Сам. работа 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.8. Инновационные методы обучения в профессиональном образовании. Итоговое занятие семестра Практические 6 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.9. Зачет 6 0 ОК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Дидактическое проектирование
5.1. Сущность дидактического проектирования. Дидактические цели. Таксономия дидактических целей Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1
5.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 2 ПК-1 Л1.1
5.3. Семинар-дискуссия: Дидактические принципы в современном профессиональном образовании Практические 7 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1
5.4. Характеристика методов организации и мотивации обучения. Лекции 7 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1
5.5. Эссе "Развитие творческого мышления в профессиональном образовании" Сам. работа 7 8 ПК-1, ПК-8 Л1.1
5.6. Работа с лекционным материалом. Подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 7 9 ПК-1 Л1.1
5.7. Семинар-дискуссия: организационные формы обучения: выбор,актуальность, продуктивность Практические 7 2 ПК-1 Л1.1
5.8. Функции и виды самостоятельной работы учащихся Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.9. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 14 ПК-1, ПК-3 Л1.1
5.10. Организация самостоятельной работы студентов Практические 7 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1
5.11. Разработка заданий для самостоятельной работы учащихся Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1
5.12. Принципы проектирования учебного курса Лекции 7 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1
5.13. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 0 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.14. Разработка тематического плана дисциплины Сам. работа 7 10 ПК-1, ПК-3 Л1.1
5.15. Основы проектирования учебного занятия Лекции 7 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.16. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1
5.17. Разработка технологической карты занятия Сам. работа 7 12 ПК-1, ПК-3 Л1.1
5.18. Разработка технологической карты практического занятия. Подготовка к тестированию и выполнение теста в электронном курсе Сам. работа 7 12 ПК-1, ПК-3 Л1.1
Раздел 6. Контроль знаний и контроль качества учебного процесса
6.1. Сущность, виды и формы дидактического контроля. Особенности балльно-рейтинговой системы оценивания Лекции 7 2 ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л1.1
6.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 10 ПК-8 Л1.1
6.3. Дидактический контроль результатов учения Практические 7 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1
6.4. Понятие контрольно-оценочных средств и контрольно-измерительных материалов. Фонд оценочных средств Лекции 7 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
6.5. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 10 ПК-8 Л2.1, Л1.1
6.6. Методика составления тестовых заданий Практические 7 4 ПК-8 Л1.1
6.7. Учет индивидуальных особенностей учащихся в проектировании учебного процесса и преподавании дизайна Лекции 7 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1
6.8. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 8 ПК-8 Л1.1
6.9. Индивидуализация и дифференциация обучения Сам. работа 7 12 ПК-1, ПК-8 Л1.1
6.10. Применение метода учебного портфолио в современном образовании Лекции 7 2 ПК-3, ПК-8 Л1.1
6.11. Разработка варианта применения метода портфолио в учебной дисциплине Сам. работа 7 14 ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л1.1
6.12. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 0 ПК-8 Л1.1
6.13. Мониторинг качества учебного процесса: дискуссия Практические 7 4 ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л1.1
6.14. Разработать вариант организации итогового контроля Сам. работа 7 14 ПК-1, ПК-8 Л1.1
6.15. Подготовка к тестированию. Выполнение теста в электронном курсе Сам. работа 7 14 ПК-8 Л1.1
6.16. Экзамен 7 27 ОК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов В. МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Слизковой Е.В. ВИДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. ПОДГОТОВКА ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАНОГО ПЕДАГОГА. Практическое пособие: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. Инновационные процессы в образовании. Учебник lit.lib.ru
Э2 Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г. Методика профессионального обучения: учеб. пособие window.edu.ru
Э3 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь slovo.yaxy.ru
Э4 Электронный курс "Методика профессионального обучения" на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение курса «Методики профессионального обучения» проходит в форме лекционных, практических и самостоятельных занятий на основе изучении теоретических и практических основ педагогической деятельности в дизайн-образовании. На лекционные занятия выносятся наиболее важные и сложные темы, на практических и самостоятельных занятиях студенты углубляют или расширяют знания по теоретическим вопросам дисциплины.
Программой предусматривается выполнение самостоятельных заданий, которые представляются и анализируются на практических занятиях. Это подготовка дидактических материалов для обсуждения их на семинарах, выполнение образцов заданий, составление конспектов и карт уроков теоретического и производственного обучения, разработка планов и программ обучения.

Основная цель практических и самостоятельных работ - расширить и углубить знания студентов по теоретическим вопросам, а также приобрести навыки, необходимые для осуществления педагогической деятельности в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.
Программой предусмотрены разработки конспектов и карт занятий, выполнение эскизов наглядного материала к ним, разработка программ. Успешному освоению программы способствует регулярное планомерное освоение теоретического и практического материала, запись лекций, работа с литературой.