МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегический менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-5-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 153
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5
курсовая работа: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Петрова Людмила Ивановна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Стратегический менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины является сформулировать у студентов знания и умения видеть перспективы развития организации, определять ее миссию и цели, находить варианты реализации принятых стратегических решений. Поэтому целью курса является формирование у студентов теоретических, приобретение практических навыков и эффективного их применения в области стратегического управления организацией в соответствии с международными требованиями к данному виду деятельности.
Задачи:
• сформулировать методологическую базу, знать общую концепцию и основные
принципы стратегического управления организацией;
• знать основные методы стратегического анализа и прогнозирования характеристик микро- и макросреды организации, её внутренней среды, знать методы оценки конкурентоспособности организации;
• уметь формулировать миссию организации и на её основе формировать иерархическую структуру целей и задач организации в краткосрочном и долгосрочном периодах;
• овладеть методами формулирования альтернативных стратегий достижения поставленных целей и выбора приоритетных стратегий развития организации;
• изучить приёмы управления реализацией принятых стратегий развития, осуществление стратегического контроля и внесение стратегических изменений в действующие стратегии по ходу их реализации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ПК-3 владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
ПК-5 способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общую структуру и содержание стратегического управления;
- основные понятия по дисциплине стратегический менеджмент, общие представления о процессе стратегического управления;
- матричные методы стратегического анализа, основные виды и способы разработки стратегии организации;
- виды функциональных стратегий, особенности разработки стратегических решений, особенности анализа функциональных стартегий.
3.2.Уметь:
3.2.1.Современный специалист-менеджер должен:
• уметь сформулировать методологическую базу, знать общую концепцию и основные принципы стратегического менеджмента организации;
• знать основные методы стратегического анализа и прогнозирования характеристик микро- и макросреды организации, ее внутренней среды, знать методы оценки конкурентоспособности организации;
• уметь формулировать миссию организации и на ее основе формировать иерархическую структуру целей и задач организации в краткосрочном и долгосрочном периодах;
• изучить приемы управления реализацией принятых стратегий развития, осуществления стратегического контроля и внесения стратегических изменений в действующие стратегии по ходу их реализации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- иметь навыки по формированию бизнес-стратегий в организации;
- методами стратегического планировнаия, обоснования и выбора стратегии;
- навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
- способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология и общая концепция стратегического управления
1.1. Стратегия как объект.Методология и общая концепция стратегического управления Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Стратегия как объект.Методология и общая концепция стратегического управления Практические 5 1 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Стратегия как объект. Методология и общая концепция стратегического управления Сам. работа 5 30 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда
2.1. Стратегия как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Стратегия как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. Практические 5 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Стратегия как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. Сам. работа 5 30 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Формирование миссии и стратегических целей организации
3.1. Стратегия как набор правил для принятия решений.Формирование миссии и стратегических целей организации. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.2. Стратегия как набор правил для принятия решений.Формирование миссии и стратегических целей организации. Практические 5 1 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Стратегия как набор правил для принятия решений. Формирование миссии и стратегических целей организации. Сам. работа 5 20 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Разработка и выбор стратегии развития организации
4.1. Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.2. Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации Практические 5 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.3. Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации Сам. работа 5 23 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Управление реализацией стратегии и конроль
5.1. Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.2. Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. Практические 5 2 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.3. Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. Сам. работа 5 20 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.4. курсовая работа Сам. работа 5 30 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.5. Экзамен 5 9 ОПК-2, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. Стратегический менеджмент: Учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2017, 11.05.2017 biblioclub.ru
Л1.2 Долгов, А. И. Стратегический менеджмент: учебник М. : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л1.3 А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд ; под ред. М.И. Соколовой, Л.Г. Зайцева. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии : учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 11.05.2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436856
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост. О. Г. Голева, Н. В. Шевцова Стратегический менеджмент: учеб. пособие / АлтГУ, Рубцовский ин-т (фил.) Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014, 2014
Л2.2 А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. Управление изменениями: Учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017, 2020 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные ресурсы:
Э2 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э3 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э4 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э5 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э6 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э7 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э8 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э9 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э10 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э11 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учбной
дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.

Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.

При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.