МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление социальным развитием организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бортникова Т.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление социальным развитием организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов представлений об особенностях социальной сферы организации как объекта и предмета управления;
- освоение отечественного и зарубежного опыта управления социальным развитием организации;
- овладение методами управления социальным развитием организации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты
ПК-29 владением навыками анализа и диагностики состояния социальной сферы организации, способностью целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом, участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные нормативные и правовые акты, регламентирующие функционирование и развитие социальной сферы организации; методы анализа социально-экономических проблем и процессов в организации;методы анализа и диагностики социальной сферы организации; современные технологии социальной работы с персоналом.
3.2.Уметь:
3.2.1. анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты; использовать на практике нормативные правовые акты, регламентирующие функционирование и развитие социальной сферы организации, в своей профессиональной деятельности; использовать на практике методы анализа и диагностики социальной сферы организации; целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа социально-экономических проблем и процессов в организации, принятия организационно-управленческих и экономических решений, разработки алгоритмов их реализации и готовность нести ответственность за их результаты; иметь навыки анализа и диагностики социальной сферы организации, быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом, участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная политика и управление социальным развитием организации. Сущность и содержание социальной политики. Социальное управление как инструмент реализации социальной политики. Цели, объект, задачи управления социальным развитием организации.Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем.
1.1. Социальная политика и социальное управление Лекции 7 2 ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Социальная политика и социальное управление Практические 7 2 ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Социальная политика и социальное управление Сам. работа 7 6 ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Управление социальным развитием организации. Нормативные правовые акты, регламентирующие функционирование и развитие социальной сферы организации Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Управление социальным развитием организации. Нормативные правовые акты, регламентирующие функционирование и развитие социальной сферы организации Практические 7 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Управление социальным развитием организации.Нормативные правовые акты, регламентирующие функционирование и развитие социальной сферы организации Сам. работа 7 6 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем Лекции 7 2 ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем Практические 7 4 ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем Сам. работа 7 16 ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. 2. Социальная среда организации как объект управления.Социальная инфраструктура и производственная среда.Трудовой коллектив как объект социального управления.Управление социально-психологическим климатом коллектива.
2.1. Социальная инфраструктура и прозводственная среда организации как объект управления Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Социальная инфраструктура и прозводственная среда организации как объект управления Практические 7 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Социальная инфраструктура и прозводственная среда организации как объект управления Сам. работа 7 6 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Трудовой коллектив как объект управления Лекции 7 2 ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Трудовой коллектив как объект управления Практические 7 2 ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Трудовой коллектив как объект управления Сам. работа 7 6 ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Социально-психологический климат коллектива Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Социально-психологический климат коллектива Практические 7 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.9. Социально-психологический климат коллектива Сам. работа 7 4 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.10. Отношение к труду и повышение степени удовлетворенности трудом Лекции 7 4 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.11. Отношение к труду и повышение степени удовлетворенности трудом Практические 7 4 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.12. Отношение к труду и повышение степени удовлетворенности трудом Сам. работа 7 4 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.13. Технологии социальной работы с персоналом Сам. работа 7 8 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. 3. Планирование социального развития персонала. Структура и содержание плана социального развития. Этапы разработки и реализация плана социального развития. Социальная служба организации и ее функции.
3.1. Планирование социального развития персонала. Анализ и диагностика состояния социальной сферы организации Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.2. Планирование социального развития персонала. Анализ и диагностика состояния социальной сферы организации Практические 7 4 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.3. Планирование социального развития персонала. Анализ и диагностика состояния социальной сферы организации Сам. работа 7 6 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.4. Социальная служба организации Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.5. Социальная служба организации Сам. работа 7 4 ОПК-8, ПК-29 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бабосов, Е. М. Управление персоналом. : Учебное пособие из университетской библиотеки online Минск : ТетраСистемс, 2012 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=111916
Л1.2 Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2011
Л1.3 Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов Управление социальным развитием организации: учебник М.: ИНФРА-М, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник М.: Дашков и Ко Дашков и К, 2022 biblioclub.ru
Л2.2 Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса: учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (семинарские) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение занятий является обязательным для всех студентов, кроме обучающихся по индивидуальному плану.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (семинарское) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.Вопросы для собеседования являются средством контроля формирования компетенций в процессе освоения дисциплины. Студент выбирает вопросы по теме и готовится самостоятельно, используя предложенную учебно-методическую литературу. На занятии в устной (или письменной) форме излагает изученный материал в рамках вопросов темы.
Выступление с выполненным заданием должно соответствовать следующему плану:
1. Вводная часть, в которой отражаются актуальные проблемы выбранной темы
2. Основная часть, раскрывающая базовое содержание вопроса и методологию
3. Заключение, показывающее авторскую позицию по поводу изучаемых проблем
Ответ на вопрос и активность участия на практическом занятии оценивается по 4-х балльной шкале.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (семинарских) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
Самостоятельная работа может быть представлена в форме подготовки доклада, реферата.При подготовке доклада обучающиеся самостоятельно изучают группу источников по определённой теме, которая, как правило, подробно не освещается на лекциях.
Цель подготовки доклада– овладение навыками анализа и краткого изложения изученных материалов в соответствии с требованиями.
Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, формирует у студентов навыки самостоятельной работы.
Выступление с докладом оценивается по 4-х балльной шкале.
Выбор темы реферата ограничивается предложенным списком и рамками программы учебной дисциплины. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность. Представить основные вопросы по изучаемой проблеме и способы их решения на современном этапе. Раскрыть их сущность и, при необходимости, показать разнообразие подходов к изучению.
Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработка и формулирование полученных в результате выводов. Поэтому текст на 70-80% должен состоять из материалов, полученных при изучении первоисточников. Соответственно, необходимо и обязательно правильно оформить ссылки.
Реферат оценивается по 4-х балльной шкале.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.