МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Толкунова Е.Г.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014г. №1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лобова С.В., д.э.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Лобова С.В., д.э.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ознакомить с общими вопросами теории, методологии и истории социальной психологии;
- получить представление об основах и основных понятиях социальной психологии,
- получить представление о закономерностях поведения и деятельности людей в социальных группах;
- изучить характеристики самих больших и малых социальных групп;
- содействовать выработке адекватно высокой самооценке как главному фактору личностного и профессионального роста специалиста в области управления.
- получить представление о проблемах социализации и социальных установок;
- ознакомить с методиками диагностирования, консультирования и воздействия на социально-психологические явления;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
ПК-9 способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные концепции современной социальной психологии; методологические принципы познания социально-психологических явлений и процессов;
теоретические основы социальной психологии;
основные подходы и технологии межличностных, групповых и организационных коммуникаций;
факторы возникновения и особенности протекания социально-психологических феноменов.
3.2.Уметь:
3.2.1.различать парадигмальные основания социально-психологических теорий;
применять методы и приемы социальной психологии для эффективного лидерства и управления;
осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации;
видеть связь и взаимопроникновение психических и социальных явлений и процессов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения техниками и приемами эффективных коммуникаций;
владения способами организации эффективной деятельности рабочей группы и организации;
владения методами социально-психологического анализа сознания и поведения личности, а также методами изучения межличностных отношений в малой группе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная психология как наука.
1.1. Социальная психология как наука. Сам. работа 3 6 ПК-9 Л2.1, Л1.2
1.2. Понятие, виды и функции общения. Сам. работа 3 6 ПК-9 Л1.3
1.3. Механизмы общения и взаимодействия Лекции 3 1 ПК-2 Л1.2
1.4. Механизмы общения и взаимодействия Практические 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2
1.5. Механизмы общения и взаимодействия Сам. работа 3 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Личность: социализация и социально-психологическая структура
2.1. Механизмы общения: перцепция, интеракция, коммуникация Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1
2.2. Механизмы общения: перцепция, интеракция, коммуникация Сам. работа 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.4
2.3. Внутриличностный конфликт. Сам. работа 3 8 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Структура отношений в группе.
3.1. Личность: социализация и социально-психологическая структура Лекции 3 1 ПК-9 Л1.3, Л1.4
3.2. Личность: социализация и социально-психологическая структура Практические 3 2 ПК-9 Л1.1
3.3. Личность: социализация и социально-психологическая структура Сам. работа 3 10 ПК-9 Л1.3, Л2.1
3.4. Феномены комформности и референтной группы Сам. работа 3 14 ПК-9 Л1.1
3.5. Психологические особенности поведения индивида в толпе Практические 3 1 ПК-9 Л1.2
3.6. Психологические особенности поведения индивида в толпе Сам. работа 3 14 ПК-9 Л1.3, Л2.1
3.7. Понятие социально-психологической группы Практические 3 1 ПК-9 Л1.1
3.8. Понятие социально-психологической группы Сам. работа 3 14 ПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.4
3.9. Структура отношений в социально-психологической группе Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1
3.10. Структура отношений в социально-психологической группе Сам. работа 3 12 ПК-2 Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология: Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/book/D19CA616-5573-44F5-831C-A9E215798CE4
Л1.2 Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2012
Л1.3 Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин Социальная психология: [учеб. пособие] Ростов н/Д: Феникс, 2009
Л1.4 Крысько В. Г. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Майерс Д. Социальная психология: [пер. с англ.] СПб.: Питер, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows Professional
Microsoft Office Professional
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.