МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – приобретение знаний и умений по установлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке стратегий маркетинга, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления эффективной и результативной маркетинговой деятельности на рынке информационных систем и информационно-коммуникативных технологий.
Задачи:
 изучение основных рабочих понятий маркетинга;
 формирование понимания сущности маркетинга;
 освоение методологии и методов проведения маркетинговых исследований;
 приобретение знаний и навыков формирования товарной и сбытовой политики;
 приобретение знаний, умений и навыков в разработке стратегии маркетинга и планов маркетинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2 проведение исследования и анализа рынка информационных систем и информационно-коммуникативных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов в маркетинговой деятельности; основы экономических знаний в сфере маркетинговой деятельности;
методы маркетинговых исследований и анализа маркетинговой информации о рынке информационных систем и информационно-коммуникативных технологий;
задачи профессиональной деятельности; информационную и библиографическую культуру; информационно-коммуникационные технологии
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов в сфере маркетинговой деятельности; анализировать экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных маркетинговых решений; осуществлять сбор и анализ информации с применением методов маркетинговых исследований о рынке информационных систем и информационно-коммуникативных технологий;
решать стандартные задачи профессиональной деятельности на
основе информационной и библиографической культуры с применением
информационно-коммуникационных технологий и учетом основных
требований информационной безопасности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами анализа функционирования экономики и поведения экономических агентов в сфере маркетинговой деятельности; методами анализа экономической информации, необходимой для принятия маркетинговых решений;
навыками применения методов маркетинговых исследований и маркетингового анализа рынка информационных систем и информационно-коммуникативных технологий;
методами и приемами решения стандартных задач
профессиональной деятельности на основе информационной и
библиографической культуры с применением информационнокоммуникационных технологий и с учетом основных требований
информационной безопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начала маркетинга
1.1. Сущность, понятие, принципы маркетинга Лекции 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
1.2. Сущность, понятие, принципы маркетинга Сам. работа 4 6 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.8
1.3. Цели, задачи, функции маркетинга Практические 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.8
1.4. Цели, задачи, функции маркетинга Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
1.5. Основные рабочие понятия маркетинга Лекции 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.3, Л2.8
1.6. Основные рабочие понятия маркетинга Практические 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.8
1.7. Основные рабочие понятия маркетинга Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.3, Л2.8
Раздел 2. Маркетинговые исследования
2.1. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Лекции 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
2.2. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Практические 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
2.3. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
2.4. Классификация маркетинговых исследований Лекции 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.8
2.5. Классификация маркетинговых исследований Практические 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.8
2.6. Классификация маркетинговых исследований Сам. работа 4 6 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.8
2.7. SWOT-анализ Лекции 4 2 ПК-2 Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
2.8. SWOT-анализ Практические 4 1 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.3, Л2.8
2.9. SWOT-анализ Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.3, Л2.8
2.10. Сегментирование рынка Лекции 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
2.11. Сегментирование рынка Практические 4 1 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
2.12. Сегментирование рынка Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
2.13. Позиционирование товара, марки Практические 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.8
2.14. Позиционирование товара, марки Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.6, Л1.2, Л2.3, Л2.8
Раздел 3. Товарная политика фирмы
3.1. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Лекции 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
3.2. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Практические 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
3.3. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.8
Раздел 4. Сбытовая политика фирмы
4.1. Маркетинговые каналы Лекции 4 2 ПК-2 Л2.4, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
4.2. Маркетинговые каналы Практические 4 2 ПК-2 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
4.3. Маркетинговые каналы Сам. работа 4 2 ПК-2 Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
4.4. Система маркетинговых коммуникаций Практические 4 2 ПК-2 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
4.5. Система маркетинговых коммуникаций Сам. работа 4 2 ПК-2 Л2.4, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
Раздел 5. Управление маркетингом в современных условиях
5.1. Планирование маркетинга Лекции 4 2 ПК-2 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
5.2. Планирование маркетинга Практические 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
5.3. Планирование маркетинга Сам. работа 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.3, Л2.8
5.4. Организация маркетинга в компании Практические 4 2 ПК-2 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
5.5. Организация маркетинга в компании Сам. работа 4 2 ПК-2 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л2.3, Л2.8
Раздел 6. Маркетинг услуг
6.1. Особенности маркетинга услуг Лекции 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8
6.2. Особенности маркетинга услуг Сам. работа 4 2 ПК-2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Синяева, И. М. Маркетинг: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/43F94F6D-751E-4C5A-83FB-2DC15CD1AAFE
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум: Практикум М. : Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
Л2.2 Гавриленко Н. И. Маркетинг: учебное пособие Директ-медиа, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Л. А. Данченок Маркетинг: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/68D05243-E9BB-454B-91C6-7F6532F365FC
Л2.4 Минько Э. В. , Карпова Н. В. Маркетинг: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.5 Жариков Г. А. , Становкин С. К. Маркетинг и его особенности в России: монография Прометей, 2014 biblioclub.ru
Л2.6 Синяева, И.М. Практикум по маркетингу: Практикум М. : Дашков и К, 2016, 2016 e.lanbook.com
Л2.7 Карпова С. В. Маркетинг. Практикум.: Учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru/book/DB809F47-43AC-46F7-B2A3-322BDEBD95CB
Л2.8 Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/3014568F-E1A6-4233-BEA1-B6BE3F0FD31F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Некоммерческое партнерство Гильдия Маркетологов. www.marketologi.ru
Э2 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru
Э3 Результаты маркетинговых исследований, проведенных ведущими агентствами России, полезные ресурсы для маркетологов, обзоры книжных новинок. russianmarket.ru
Э4 Сборник различных полезных материалов, необходимых для работы маркетолога. marketolog.info
Э5 Сообщество Маркетологов России. marketingpeople.ru
Э6 Курс в Moodle «Маркетинг» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).