МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Монументально-декоративное искусство в дизайне среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Монументально-декоративное искусство в дизайне среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – дать профессиональные знания и представления о роли монументально-декоративных средств в формировании визуальных качеств и композиции среды.
Задачи курса – знакомство с традиционными и современными приемами проектирования и использования произведений монументально-декоративного искусства и монументально-декоративных средств в формировании предметно-пространственной среды; ознакомление с возможностями монументально-декоративных средств в решении актуальных задач архитектурно-дизайнерской практики; овладение практическими навыками поиска и реализации средовых задач в различных областях архитектурно-дизайнерского творчества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные задачи проектирования и классификацию видов и форм произведений монументально-декоративного искусства ивизуальных коммуникаций в дизайне среды;
-современные и традиционные средства реализации проектных решений, тенденции их развития;
3.2.Уметь:
3.2.1.-анализировать произведения монументально-декоративного искусства и определять их формообразующую роль в среде;
-анализировать существующие примеры декоративного решения предметно-пространственной среды; подбирать и анализировать аналоги;
-ясно и логично излагать содержание учебного материала, устанавливать междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами цикла и учебным проектированием;
-научиться ставить перед собой творческие задачи и использовать полученные знания в учебном проектировании;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-владеть навыками применения специфики визуальных коммуникаций и декоративных решений в интерьере и экстерьере; иметь навыки поиска и реализации задач в области архитектурно - дизайнерского творчества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Произведения монументально-декоративного искусства и визуальные коммуникации в формообразовании среды
1.1. Произведения монументально-декоративного искусства и визуальные коммуникации как специфические средства формирования предметно-пространственной среды Лекции 4 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Составление терминологического словаря Сам. работа 4 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.3. Подготовка конспекта: Исторически устойчивые формы монументально-декоративных решений и современные тенденции художественного освоения монументально-декоративных форм в дизайне среды Сам. работа 4 6 ПК-8 Л1.1, Л2.3
1.4. Письменная работа. Категории «монументальность» и «декоративность» в теории искусства Сам. работа 4 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.5. Составление конспекта: Функции монументально-декоративного искусства: эстетическое обогащение и интеграция комплекса пространственных форм, средство достижения ансамблевой целостности. Сам. работа 4 8 ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.6. Виды монументально-декоративного искусства: архитектурный декор, декоративные росписи, витраж, мозаика, панно, скульптурные композиции, монументы, вазы Сам. работа 4 5 ПК-8 Л1.1
1.7. Виды монументально-декоративной скульптуры. Образцы архитектурно-скульптурного синтеза в истории отечественного и зарубежного искусства Лекции 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.3
1.8. Монументально-декоративная скульптура в дизайне среды: пластические формы городской мебели, скульптура малых форм, детская игровая скульптура, мобили, скульптурные инсталляции. Сам. работа 4 8 ПК-8 Л1.1, Л2.3
1.9. Скульптурные монументы в пространственной организации средовых систем Практические 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2
1.10. Новые формы пространственного творчества: инсталляция, перфоманс, хепенинг Сам. работа 4 8 ПК-8 Л1.1, Л2.3
1.11. Подготовка эссе "Синтез монументально-декоративной скульптуры и других средств формирования среды, современные подходы и тенденции развития" Сам. работа 4 6 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Монументально-декоративная живопись в организации архитектурно-пространственной среды. Сам. работа 4 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.13. Образцы архитектурно-пространственного синтеза в истории отечественного и зарубежного искусства. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 4 6 ПК-8 Л1.1, Л2.3
1.14. Современные тенденции использования мозаичных композиций в интерьере и экстерьере. Сам. работа 4 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.15. Подготовка эссе "Современные виды монументально-декоративной живописи в пространственно-пластическом синтезе" Сам. работа 4 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.16. Витражное искусство. Синтез витража и архитектуры. Роль витража в архитектурной среде Сам. работа 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.3
1.17. Функции активной полихромии. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 4 4 ПК-8 Л2.2
1.18. Традиции и инновации в монументально-декоративном творчестве Сам. работа 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2
1.19. Составление конспекта:Визуальные коммуникации как специфическое средство формирования среды. Сам. работа 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.3
1.20. Роль шрифтовых и абстрактно-декоративных композиций, суперграфики, артдизайна, специфических форм оборудования и предметного наполнения среды в зонировании и артикуляции средовых объектов. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 4 4 ПК-8 Л1.1
Раздел 2. Комплексное применение в среде средств визуальных коммуникаций, рекламы и монументально-декоративных решений как новый тип синтеза искусств
2.1. Синтез искусств в современной городской среде Практические 4 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.2. Подготовка конспекта: Средовой подход к трактовке понятия «синтез искусств». Современная трактовка приемов и средств синтеза искусств. Составление терминологического словаря в дизайне Сам. работа 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Подготовка конспекта: Схемы размещения произведений монументально-декоративного искусства в предметном пространстве интерьера Сам. работа 4 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.4. Специфика применения визуальные коммуникаций в интерьере. Ведущие функции: ориентация, деловая информация, информация образная, декоративное обогащение среды Сам. работа 4 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.5. Монументально-декоративные средства в системе медиативно-коммуникационных интерьеров. Подготовка к аттестации по дисциплине Сам. работа 4 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.6. Экзамен 4 9 ПК-8 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства : учебное пособие СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
Л2.2 Степанская, Тамара Михайловна; Нехвядович, Лариса Ивановна Введение в историю искусств: Учебное пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС Алтайского государственного университета, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Пойдина, Татьяна Витальевна История архитектуры, градостроительства и дизайна: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, ЭБС //"университетская библиотека onlain", 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Монументальное искусство monumental-art.ru
Э2 Монументальное искусство www.33plus1.ru
Э3 Монументальное искусство www.artap.ru
Э4 Курс Монументально-декоративное искусство в дизайне среды в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.