МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и технологии научно- исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильГрафический дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ГД-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 48
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 48 48 48
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, декан, Нехвядович Л.И.;

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Пойдина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология и технологии научно- исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения Нехвядович Л.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения Нехвядович Л.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование и развитие, творческих способностей магистрантов, совершенствование форм привлечения молодежи к научной деятельности, обеспечение единства учебного, научного, воспитательного процессов для повышения профессионального уровня подготовки магистрантов:
- формирование и развитие профессиональных знаний в сфере избранного направления подготовки, закрепление полученных теоретических знаний по дисциплинам направления и специальным дисциплинам программ магистратуры;
- ориентация на целевое овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации;
- овладение необходимыми универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями по избранному направлению подготовки;
- развитие умений трансляции знаний на основании творческого анализа научной и научно-методической литературы;
- приобретение навыков владения современными методами и принципами разработки научной проблематики по теме выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- систему знаний, умений, навыков в сфере планирования, организации и поэтапного проведения научно-исследовательской деятельности;
- основы работы с библиографическими справочниками, составления научно-библиографических списков, использования библиографического описания в научных работах;
- развитие информационно-аналитических умений в сфере работы с электронными базами данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов;
- основные методы исследования для решения намеченных задач научно-исследовательской деятельности;
- особенности научно-экспериментальной работы с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой научно-исследовательской работы;
- методику наблюдения, эксперимента и моделирования, методик анкетирования и интервьюирования;
- основы коллективной научной работы, продуктивного взаимодействия с другими научными группами (подразделениями) и исследователями;
- особенности научных коммуникаций, публичного обсуждения результатов научно-исследовательской деятельности, совершенствования профессионально-коммуникативной культуры будущего преподавателя-исследователя.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные результаты реализации этих вариантов;
- использовать положения и категории современной науки для оценивания и анализа различных фактов и явлений;
- следовать нормам, принятым в научном общении с целью решения научных и научно-образовательных задач;
- осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом;
- формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной2 деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками анализа основных научных проблем по специальности, в т.ч. междисциплинарного характера;
- навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и
практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
- приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач;
- различными типами коммуникаций при осуществлении работы, по решению научных и научно-образовательных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Подготовительный этап
1.1. Инструктаж по общим вопросам, составление плана работы магистранта Сам. работа 1 8 УК-1, ОПК-8 Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Научно-исследовательский этап
2.1. Методология научной работы.Определение, уточнение, корректировка темы научно-исследовательской работы Лекции 1 2 УК-1, ОПК-8 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Составление библиорафического списка литерату по теме исследования Сам. работа 1 8 ОПК-2, ОПК-8 Л1.3, Л1.1
2.3. Определение цели, объекта и предмета исследования; определение задач исследования в соответствии с поставленной целью; формулирование научной новизны, актуальности, теоретической и практической значимости исследования. Лекции 1 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-8 Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Составление плана научно-исследовательской деятельности и выполнения выпускной квалификационной работы Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-8 Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Сбор и анализ информации, обзор литературных источников, в том числе статей в реферируемых и реферативных журналах, монографий, государственных стандартов, отчетов по научно-исследовательской работе, теоретических и технических публикаций, использование электронно-библиотечных систем, специализированных баз данных по теме научного исследования Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-8 Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Подготовка научных публикаций по результатам проведенных исследований, в том числе статей и докладов для журналов, конференций, семинаров Практические 1 4 УК-1, ОПК-8 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Методы научного исследования.Выбор методов и методик анализа; проведение теоретических и экспериментальных исследований Лекции 1 2 УК-1, ОПК-8 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Обработка экспериментальных данных, в том числе с использованием статистических методов и информационных технологий, обсуждение результатов, в том числе оценка степени влияния различных внешних факторов на получаемые результаты и оценка достоверности получаемых результатов Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-8 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Требования к научным публикациям по результатам проведенных исследований, в том числе статей и докладов для журналов, конференций, семинаров Сам. работа 1 2 УК-1, ОПК-8 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.10. Выступления с докладами на научных конференциях, семинарах, конгрессах Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-2 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Подготовка отдельных разделов и текста выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) Сам. работа 1 2 УК-1, ОПК-8 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.12. Технология подготовки научных публикаций по результатам проведенных исследований, в том числе статей и докладов для журналов, конференций, семинаров Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-2 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.13. Технология выступления с докладами на научных конференциях, семинарах, конгрессах Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-8 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Методика подготовки отдельных разделов и текста научного иследования Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-8 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Анализ и оформление результатов научно-исследовательской деятельности
3.1. Подготовка итогового текста научного исследования Лекции 1 2 УК-1 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Технология составления научного доклада, корректировка рукописи Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-8 Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Зачет 1 4 УК-1, ОПК-2, ОПК-8 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 З.А. Демченко, В.Д. Лебедев, Д.Г. Мясищев Методология научно-исследовательской деятельности: учебно-методическое пособие САФУ // ЭБС Университетская бибилотека он-лайн, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436330
Л1.2 Митина, Н.Г. История и философия искусства : учебное пособие Директ-Медиа, 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494233
Л1.3 Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие -М.:Флинта, // Университетская библиотека онлайн Режим доступа: http://www.biblioclub.ru, 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Нехвядович Л.И., Степанская Т.М, Введение в историю искусств: учебное пособие Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств: монография Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 [авт.-сост.Л.И. Нехвядович] Методические указания по выполнению письменных работ по направлению и специальности «Искусствоведение 23 с. : [авт.-сост.Л.И. Нехвядович] Методические указания по выполнению письменных работ по направлению и специальности «Искусствоведение 23 с. Барнаул : Изд-во АлтГУ., 2012. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный художественный музей Алтайского края ghmak.ru
Э2 Государственный музей литературы искусства и культуры Алтая gmilika22.ru
Э3 Государственный Эрмитаж www.hermitagemuseum.org
Э4 Журнал «Артгид» www.artguide.com
Э5 Журнал о креативных индустриях «Look At Me» www.lookatme.ru
Э6 Портал CORDIS www.cordis.lu\en\home.html
Э7 Русский музей rusmuseum.ru
Э8 ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)" fcpkultura.ru
Э9 Курс в Moodle "Методология и технологии научно-исследовательской деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. ФОС в приложении к РПД