МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экономического прогнозирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Э-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 12 12 12 12
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., профессор, Бутакова Марина Михайловна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Основы экономического прогнозирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 38.03.01 "экономика"(утвержден приказом Минобрнауки России от 12.11.2015 №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н, доцент, Бутакова Марина Михайловна, и.о.зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.э.н, доцент, Бутакова Марина Михайловна, и.о.зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины заключается в овладении студентами теоретическими основами и практическими навыками в области экономического прогнозирования.
Реализация дисциплины предполагает решение следующих задач:
 Ознакомление студентов с методами экономического прогнозирования.
 Изучение содержания, сущности и принципов прогнозирования как системы предвидения будущего, оценивающей нужды, потребности и ожидания субъектов экономики.
 Приобретение студентами знаний и конкретных навыков в сборе информа-ции и разработке прогнозов.
 Изучение приемов и методов оценки качества экономических прогнозов.
 Приобретение навыков в области предпрогнозных исследований экономики.
 Изучение принципов и методов формирования организационных структур прогнозирования на отечественных предприятиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о методах прогнозирования
- о технологии прогнозирования
- о способах фомирования экспертной группы и оценке компетентности экспертов
- о трендовых моделях прогнозирования динамики
- о корреляционных моделях прогнозирования взаимосвязей между экономическими объектами
- о способах верификации прогнозов
- о методах предпрогнозных исследований
- о сущности и принципах прогнозирования
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять формализованные методы для разработки прогнозов
- применять экспертные методы для разработки прогнозов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- разработки задания на прогноз
- разработки прогнозов
- выбора методов прогнозирования, наиболее целесообразных для разработки конкретных прогнозов
- оценки достоверности прогноза
- сбора информации для разработки прогнозов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и организационно-методические основы экономического прогнозирования
1.1. Основы теории и организации экономического прогнозирования Лекции 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Основы теории и организации экономического прогнозирования Сам. работа 5 16 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Основы теории и организации экономического прогнозирования Практические 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Формализованные методы прогнозирования Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. МЕтоды прогнозирования динамики Лекции 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Прогнозная экстраполяция Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Прогнозная экстраполяция с учетом сезонных колебаний Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Корреляционно-регрессионный анализ в экономическом прогнозировании Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Корреляционно-регрессионный анализ Лабораторные 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.10. Формализованные методы прогнозирования Сам. работа 5 20 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.11. Экспертные методы прогнозирования Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.12. Коллективные экспертные оценки Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.13. Экспертные методы прогнозирования Практические 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.14. Экспертные методы прогнозирования Сам. работа 5 12 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.15. Коллективные экспертные оценки Практические 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.16. Коллективные экспертные оценки Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.17. Методы предпрогнозных исследований Лекции 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.18. Методы предпрогнозных исследований Лабораторные 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.19. Методы предпрогнозных исследований Сам. работа 5 14 ОПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. В Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. М. Бутакова Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие для вузов М.: КноРус, 2008 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.054.3/Б 93-255054
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садовничий В.А., Акаев А.А., Каратаев А.В., Малков С.Ю. Моделирование и прогнозирование мировой динамики: ИСПИ РАН, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э2 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э3 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э4 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э5 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э6 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э7 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э8 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э9 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э10 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э11 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э12 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э13 Курс в Moodle «Основы экономического прогнозирования» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ )
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru)
Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru)
сайты Госкомстата, Минэкономразвития, Администрации Алтайского края

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
414К лаборатория сетей и систем передачи информации, лаборатория программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности, лаборатория в области технологий обеспечения информационной безопасности и защищенных информационных систем - учебная аудитория для проведения занятий семи-нарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консуль-таций, текущего контроля и промежуточной аттеста-ции Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; Рабочие места на базе вычислительной техники / средства вычислительной техники: компьютеры: марка КламаС модель Компь-ютер КламаС Офис 3,1 ГГц/DDR3 4Гб/500 ГБ/DVD RW/КМ/Acer 23'' TFT TN - 16 единиц; Стенды сетей передачи информации с коммутацией пакетов и коммутацией каналов, структурирован-ной кабельной системой / сетевое обру-дование: маршрутизатор уровня малого офиса/филиала Cisco 2911R – 2 единицы; управляемый коммутатор Ethernet 2 уровня D-Link DES-3200-28/C1 – 7 единиц; управляемый коммутатор Ethernet 2 уровня Cisco Catalyst 2950; маршрутизатор уровня малого офиса/филиала Cisco 2911/K9 c модулем интерфейсов E1 (VWIC3-2MFT-T1/E1) – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSA-3110 – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSR-500 – 2 единицы; абонентские устройства D-Link DIR-300 – 3 единицы; беспроводная IP-камера D-Link DCS-2130 – 3 единицы; IP-телефон D-Link DPH-150S – 2 единицы. Аппаратно-программный комплекс обнаружения компьютерных атак "Аргус"v.1.5; Аппаратно-программный комплекс шифрования АПКШ «Континент» Версия 3.6 криптографический шлюз IPC-100. Стойки с телекоммуникационным обо-рудованием, системой питания и венти-ляции - 3 единицы; беспроводная IP-камера D-Link DCS-2130 – 3 единицы; IP-телефон D-Link DPH-150S – 2 едини-цы; межсетевые экраны D-Link DSA-3110 – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSR-500 – 2 единицы; абонент-ские устройства D-Link DIR-300 – 3 еди-ницы. Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя. Комплекс проекционного оборудования для преподавателя - презентационная LCD-панель Samsung 50" UE50F5000AK; проектор мультимедиа "BenQ MP626 DLP".

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендуется использовать ЭУМК, размещенный на образовательном портале АлтГУ
Промежуточным контролем знаний студентов в течение и обучения являются контрольные работы по ключевым темам дисциплины. Особенное место при чтении курса занимают практические занятия и лабораторные работы. На практических занятиях при освоении новой темы студентам выдаются задания, направленные на закрепление практических навыков в данной предметной области. Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций лидеров ценообразования России и ведущих российских и зарубежных компаний. Самостоятельная работа студента в процессе освоения дисциплины включает в себя:
- изучение основной и дополнительной литературы по курсу;
- работу с электронными учебными ресурсами;
- изучение Интернет-ресурсов;
- выполнение самостоятельной работы;
- индивидуальные и групповые консультации по наиболее сложным вопросам.