МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтное планирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 74
самостоятельная работа 43
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 52 52 52 52
Сам. работа 43 43 43 43
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтное планирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №194)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Формирование фундаментальных основ и навыков ландшафтного планирования
Задачи курса:
- дать представление о целях ландшафтного планирования как составной части региональной политики и регионального развития;
- познакомиться с отечественным и зарубежным опытом ландшафтного планирования;
- освоить теорию ландшафтного планирования;
- ознакомиться с нормативно-правовым обеспечением ландшафтного планирования;
- освоить приемы и методы ландшафтного планирования;
- приобрести навыки составления ландшафтных планов разных масштабов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования в области ландшафтной архитектуры
ПК-12 способностью применять современные методы исследования в области ландшафтной архитектуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теорию ландшафтного планирования;
- методы и технологии ландшафтного планирования;
- нормативно-правовые основы создания и реализации ландшафтных планов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять сбор информации на инвентаризационном этапе;
- обосновывать выбор критериев оценки состояния компонентов природной среды;
- проводить функциональное зонирование территории;
- разрабатывать содержание тематических и синтетических карт;
- создавать карты и другие документы, завершающий ландшафтное планирование.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с источниками информации, необходимой для создания ландшафтных планов;
- сбора ландшафтной информации на инвентаризационном и оценочном этапах исследования;
- навыками работы методами ландшафтного планирования;
- навыками работы современными компьютерными технологиями обработки исходных данных и составления карт;
- навыками применения теоретических знаний для создания ландшафтных программ и планов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История становления ландшафтного планирования
1.1. Этап адаптивного или вынужденного ландшафтного планирования Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Этап разработки научных основ ландшафтного планирования Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Этап правового регулирования ландшафтного планирования Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Правовые основы ландшафтного планирования и экологического проектирования Практические 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Подготовка нормативно-технологической базы ландшафтного планирования для конкретной территории Практические 7 4 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Подготовка презентаций для семинарских занятий Сам. работа 7 4 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Принципы ландшафтного планирования и структура ландшафтных планов
2.1. Научно-методические принципы ландшафтного планирования Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Нормативно-правовое обеспечение ландшафтного планирования Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Структура ландшафтного плана и этапы его составления Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Разработка структуры ландшафтной программы Практические 7 4 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Разработка содержания рамочного ландшафтного плана региона Практические 7 4 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Разработка структуры ландшафтного плана для конкретной территории Сам. работа 7 19 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Методологические основы разработки содержания ландшафтных планов
3.1. Систематизация характеристик компонентов природно-хозяйственных систем Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Оценочный этап ландшафтного планирования Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Этап формирования отраслевых и нтеграньных целей ландшафтного планирования Лекции 7 6 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Характеристика части территории природной зоны как основа разработки ландшафтной программы и рамочного ландшафтного плана Практические 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Характеристика положения территории планирования в схеме экономико-географического районирования Практические 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Исследование устойчивости и чувствительности геосистем к внешнему воздействию Практические 7 4 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Создание отраслевых карт Практические 7 16 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Разработка ландшафтно-экологического каркаса как основы ландшафтного планирования Практические 7 6 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Создание интегральных карт для ландшафтного планирование Практические 7 8 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.10. Разработка карт ландшафтного плана для конкретной территории Сам. работа 7 10 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.11. Создание интегральных карт для рамочного ландшафтного плана Сам. работа 7 10 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.12. Подготовка к экзамену Экзамен 7 27 ПК-11, ПК-12 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС дисциплины
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.К. Казаков Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2008
Л1.2 О. Н. Барышникова, Ю. В. Козырева Основы ландшафтного планирования : учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3489
Л1.3 Казаков Л.К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования: Учебное пособие Академия, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. К. Казаков Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования : Учебное пособие Академия, 2008
Л2.2 Д.В. Черных, Д.А. Дурникин Ландшафтоведение с основами ландшафтной экологии: учебное пособие для экол. спец. Барнаул: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/144
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Ландшафтное планирование» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
Наш Сад Рубин 9.0.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа, предусмотренная учебным планом предполагает:
- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы наиболее значимой в теоретическом и прикладном отношении (В.В.Докучаева, Г.Н.Высоцкого, Л.С.Берга, Б.Б.Полынова, Д.Л.Арманда, Н.А.Солнцева, Ф.Н.Милькова, А.Г.Исаченко и др.;
- изучение современных ландшафтных концепций;
- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературы);
- работа с нормативными документами и законодательной базой;
- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации по основным разделам курса;
- выполнение практических работ.

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Ландшафтное планирование»

Работа студента на лекции требует определенных учебных умений.
Найдите место, с которого хорошо видно и слышно лектора. Вы также должны хорошо видеть доску или экран проектора. Придите на лекцию заранее, чтобы занять удобное место.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Студенты все больше и больше привыкают печатать, а не писать от руки, но все же не стоит сбрасывать со счетов старый проверенный метод "ручка + бумага". Некоторые исследования показывают, что студенты, пишущие от руки, лучше осмысливают и запоминают материал лекции, чем печатающие. Пишущие от руки обычно больше фокусируются на услышанном.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Оставляйте побольше свободного места или хотя бы достаточно широкие поля. Тогда в ваш конспект можно будет вписать дальнейшие комментарии и пояснения. Кроме того, свободно расположенный на странице текст легче читать и усваивать
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Например:
! - важно;
!! - очень важно;
? - под вопросом;
P - проверить;
R - запомнить;
C - скопировать;
Y - посмотреть в учебнике;
ZB - пример (например), и т.д.
Конспектирование лекций имеет большое образовательное и воспитательное значение для слушателей; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Но конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное.
Один из методов ведения записей - Метод Корнелла. Заключается он в том, что сначала делаются замет-ки, а затем задаются вопросы к ним. Разделите страницу на две части, проведя вертикальную линию примерно в 6,5 см от левого края страницы. Внизу не доводите ее до конца примерно на 5 см. В этом месте разделите страницу горизонтальной чертой.
В самой большой (правой) секции страницы отмечайте основные мысли лекции. Оставляйте достаточно места для последующих правок. Левая секция страницы отводится для записи вопросов, которые у возникают в отношении записанного материала. Эти вопросы могут помочь прояснить отдельные пункты и термины. Пересмотрите свои заметки в течение одного-двух дней. Это обеспечит лучшее запоминание информации.
Нижняя секция вашей страницы нужна для того, чтобы кратко резюмировать записанный на ней материал. Это поможет вам вспомнить важные моменты данной части лекции.
Важно осуществлять систематическую работу с конспектом лекций. Просматривать конспект сразу после занятий. Помечать материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Пытаться найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу.
Если самостоятельно разобраться в материале не удалось, нужно сформулировать вопросы и задать их на текущей консультации или обратиться за помощью к преподавателю на ближайшей лекции или семинаре. Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.
Важно проводить дополнительную работу с текстом конспекта: внимательно прочитать его, дополнить пропуски в записях материалами из других источников, рекомендованных преподавателем; выделить все незнакомые понятия и термины и в дальнейшем поместить их в словарь. При переработке конспекта целесообразно использовать электронные носители информации. Вдумчиво переписав и дополнив конспект лекции в текстовом редакторе, у вас появиться широкие возможности для его использования.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Ландшафтное планирование» необходимо вести конспекти-рование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предпо-лагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале по-нять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Ландшафтное планирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Ландшафтное планирование» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Ландшафтное планирование» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Ландшафтное планирование»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Ландшафтное планирование», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.