Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.04. Государственное и муниципальное управление |
Профиль | Государственное и муниципальное управление |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z38_04_04_ГМУ-123-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р социол.наук, проф. А.Я.Троцковский
1.1. | Целью освоения дисциплины является: - формирование у магистров целостной системы профессиональных педагогических знаний в области преподавания экономических дисциплин и основных закономерностей учебного процесса; - развитие профессиональной компетентности в области знания основных форм и методов преподавания; формирование комплекса базовых умений, обеспечивающих эффективное использование полученных знаний в учебном процессе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-19 | владением методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства |
ПК-20 | владением методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-19: основные методологические подходы и методы анализа экономических явлений и процессов; особенности анализа экономических процессов на микро- и макроуровне ПК-20: общие закономерности процесса преподавания экономических дисциплин; степень возможной профилизации преподавания экономических дисциплин в высшей школе |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-19: на основе анализа экономических явлений и процессов определять актуальные проблемы экономического развития на микро- и макро- уровнях; применять имеющиеся методики анализа исследуемых экономических явлений ПК-20: работать с научно–педагогической и методической литературой, справочниками, электронными носителями информации; проводить лекционные и практические занятия, учитывая специализацию подготовки студентов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-19: методами анализа изучаемых экономических проблем; методами оценки полученных в ходе анализа результатов и умениями формулировки выявленных проблем ПК-20: методикой организации научно-исследовательской деятельности студентов; методами активизации познавательной деятельности как преподавателя, так и студентов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы методики преподавания экономических дисциплин | ||||||
1.1. | Основные принципы методики преподавания экономических дисциплин в ВУЗах. Содержание и структура образовательного процесс | Лекции | 1 | 1 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Основы преподавания экономических дисциплин | Практические | 1 | 0 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Основы методики преподавания в высшей школе | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Содержание и структура образовательного процесса в ВШ | Практические | 1 | 0 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Содержание и структура образовательного процесса в ВШ | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Современные технологии обучения | Практические | 1 | 0 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Современные технологии обучения | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Проблемное обучение | Лекции | 1 | 1 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Проблемное обучение | Практические | 1 | 2 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Проблемное обучение | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Методика подготовки чтения лекций по экономическим дисциплинам | Лекции | 1 | 0 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Методика подготовки чтения лекций по экономическим дисциплинам | Практические | 1 | 0 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Методика подготовки чтения лекций по экономическим дисциплинам | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Подготовка и проведение семинарских занятй | Лекции | 1 | 0 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Подготовка и проведение семинарских занятй | Практические | 1 | 0 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Подготовка и проведение семинарских занятй | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Роль и место контроля в процессе обучения. Формы контроля | Лекции | 1 | 0 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Роль и место контроля в процессе обучения. Формы контроля | Практические | 1 | 2 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Организация научно-исследовательской работы студентов | Лекции | 1 | 0 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Роль и место контроля в процессе обучения. Формы контроля | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.21. | Организация научно-исследовательской работы студентов | Практические | 1 | 2 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.22. | Организация научно-исследовательской работы студентов | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.23. | Психологические особенности деятельностии преподавателя. Нормативные основы преподавательской деятельности | Лекции | 1 | 0 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.24. | Психологические особенности деятельностии преподавателя. Нормативные основы преподавательской деятельности | Практические | 1 | 2 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
1.25. | Психологические особенности деятельностии преподавателя. Нормативные основы преподавательской деятельности | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-19, ПК-20 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Блинов, В. И. | Методика преподавания в высшей школе : | М. : Издательство Юрайт. ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/A1E6B8CD-62CE-4252-BC77-27E8DE193E28. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Заиченко А.А., Стрельченко Е.А., Безуглая Л.А. | Методика преподавания экономических дисциплин: Учебное пособие | Изд-во Содействие XXI век, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) | |||
Э2 | http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) | |||
Э3 | http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека | |||
Э4 | http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета | |||
Э5 | http://lib.febras.ru/katalog.htm - Центральная научная библиотека ДВО РАН | |||
Э6 | Коротков, Э.М. Управление качеством образования. Учебное пособие для вузов/ Э.М. Коротков. - 2-е изд.- М.: Академический проект, 2007. - 319 с.-ISBN 978-5-8291-0836-6. URL: http://biblioclub.ru/index.php? | |||
Э7 | Соколков, Е.А. Психология познания: методология и методика преподавания: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Е.А. Соколков. - М.: Логос, 2012. - 384 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84760 | |||
Э8 | RePEc - научные доклады и препринты по экономике (Research Papers in Economics) – http://repec.org/; | |||
Э9 | www.cebe.sib.ru – Центр экономического и бизнес образования | |||
Э10 | www.ksu.kz/sites/strategy/content.php?page=ocenka – Система оценки качества высшего образования | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip Acrobat Reader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Методика преподавания экономических дисциплин». Используя лекционный материал, учебники, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний. Студент должен прийти в ВУЗ с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия. Самостоятельная работа студента должна начинаться с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы программы учебного курса, и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены. Освоение дисциплины предполагает следующие направления работы: - изучение понятийного аппарата дисциплины; - изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану; - работу над основной и дополнительной литературой; - работу над нормативными актами и статьями ведущих экономистов; - изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки); - самоподготовка к практическим и другим видам занятий; - самостоятельная работа студента при подготовке к экзамену; - самостоятельная работа студента в библиотеке; - изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет; Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Количество часов, отведенных для лекционного курса, не позволяет реализовать в лекциях всей учебной программы. Исходя из этого, каждый лектор создает свою тематику лекций, которую в устной или письменной форме представляет студентам при первой встрече. В создании своего авторского лекционного курса преподаватель руководствуется двумя документами - Федеральным государственным образовательным стандартом и учебной программой. Совершенно недостаточно только слушать лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Вопросы можно задать и во время перерыва (письменно или устно), а также после лекции или перед началом очередной. Лектор найдет формы и способы реагирования на вопросы студентов. Особое место в освоении дисциплины занимает подготовка и написание курсовой работы. Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач: - развитие логического мышления, навыков создания научных работ экономического направления, ведения научных дискуссий; - развитие навыков работы с разноплановыми источниками; - осуществление эффективного поиска информации и критики источников; - получение, обработка и сохранение источников информации; - преобразование информации в знание, осмысливание экономических процессов в их динамике и взаимосвязи; - формирование и аргументированное отстаивание собственной позиции по различным проблемам экономики. Самостоятельная работа студентов может и должна реализовываться в различных формах, учитывающих конкретные условия и возможности (материальные, организационные, временные и т.д.), а также склонности и уровень подготовки. Видами СРС по дисциплине институциональная экономика могут выступать: • выполнение задач и заданий по дисциплине рабочего плана, в том числе ситуативных (производственных); • выполнение исследовательских и творческих заданий и проектов (разработка тестов, кроссвордов, ребусов, игр по проблематике институциональной экономики); • конспектирование, аннотирование, реферирование учебной и научной литературы, составление библиографии и тематических обзоров литературы по учебной дисциплине; • работа со словарями и справочниками (необходимо находить, выписывать и изучать основные категории институциональной экономики); • анализ документов на эффективность (например, коррупциогенность) с учетом принципов институциональной экономики (нормативных актов, программ, проектов, стратегий развития, договоров и т.д.); • подготовка мультимедийных презентаций по разделам (темам) учебной дисциплины; • подготовка рефератов и докладов по учебной дисциплине; • подготовка контрольных работ; • подготовка докладов на учебно-научные конференции; • подготовка к конкурсам, Олимпиадам, деловым и ролевым играм по учебной дисциплине; • изготовление наглядных пособий, макетов по учебной дисциплине (подготовка логической карты тем дисциплины, художественное изображение основных проблем институциональной экономики и т.д.); • самопроверка знаний и подготовка к тестированию по учебной дисциплине; • другие виды СРС. Основными обязанностями студентов являются: — овладение методами компетентностно-ориентированной самостоятельной работы; — планирование самостоятельной работы на основе выполнения обязательных профессионально ориентированных заданий по учебным дисциплинам (модулям) учебного плана и в соответствии с графиком учебного процесса; — своевременное и качественное выполнение заданий самостоятельной работы. В целях эффективного мотивирования студентов на плодотворную самостоятельную работу преподаватель должен стимулировать развитие обратной связи посредством адекватной оценки и поощрения результатов выполненной студентом работы. |