Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 26 | 26 | 26 | 26 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 27 | 27 | 27 | 27 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой О.В. Останин, к.г.н., доцент
1.1. | формирование системного подхода к географическому и геоэкологическому познанию мира, представлений о единстве ландшафтной сферы Земли и слагающих ее природных и природно-антропогенных геосистем. Задачи: - формировать у студентов системного подхода к географическому и геоэкологическому познанию мира - представлять единство ландшафтной сферы Земли и слагающих ее природных и природо-антропогенных геосистем |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | способностью использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания о географии, землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении |
ПК-1 | способностью использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования, теоретические и научно-практические знания основ природопользования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает: основные понятия и терминологию ландшафто-ведения; факторы формирования и особенности структуры ПТК; факторы формирования природно-антропогенных ландшафтов. основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет: анализировать ландшафтные и покомпонентные карты; составлять на основе картографической информации комплексные описания территории; проводить классификацию природно-антропогенных ландшафтов; использует основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет: навыками сбора информации о ландшафте из разных источников; методами ландшафтных исследований; навыками создания карт природно-антропогенных ландшафтов; методами комплексных географических исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Концептуальные основы ландшафтоведения. | ||||||
1.1. | Общенаучные представления о системах. Геосистемная концепция в ландшафтоведении. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Экосистемная концепция. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Природные компоненты ландшафта. | ||||||
2.1. | Природная геосистема как совокупность взаимосвязанных компонентов - литогенной основы, воздушных масс, природных вод, почв, растительности, животного мира. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Природные компаненты, их роль в формировании, дифференциации и интеграции ландшафтной оболочки. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Вещественные энергетические, информационные свойства природных компонентов. | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Горизонтальная и вертикальная структура природных геосистем. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. ИЕРАРХИЯ ПРИРОДНЫХ ГЕОСИСТЕМ | ||||||
3.1. | Основные организационные уровни геосистем: локальный, региональный, планетарный. Их пространственно-временные масштабы. | Лекции | 4 | 6 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Географические местности. | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Элементарные природные геосистемы - фации. Генетические и функциональные сопряжения фаций – подурочища, урочища. | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Ландшафт – узловая единица геосистемной иерархии. | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. СВЯЗИ ПРИРОДНЫХ КОМПОНЕНТОВ И СТРУКТУРА ЛАНДШАФТА | ||||||
4.1. | Типы связей: вещественные энергетические, информационные. Характерные сопряжения природных компонентов в различных физико-географических условиях | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЛАНДШАФТНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СУШИ | ||||||
5.1. | Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов. Зональность ландшафтов. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Экспозиция склонов и ландшафты. Инсоляционная и циркуляционная асимметрия ландшафтов. | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. ГЕНЕЗИС И УСТОЙЧИВОСТЬ ЛАНДШАФТОВ. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ГЕОСИСТЕМ | ||||||
6.1. | Принцип историзма и генетический подход в ландшафтоведении. Саморазвитие природных геосистем. Первичная сукцессия, климакс ландшафта. Биопродуктивность и биомасса ландшафтов. Биологический круговорот веществ. Трофические цепи. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Морфолитогенез, формирование коры выветривания, почвообразование как результат функционирования ландшафта. | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
6.3. | Палеогеографические исследования становления современных ландшафтов. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 7. ДИНАМИКА ЛАНДШАФТОВ | ||||||
7.1. | Состояния природных геосистем. Динамика ландшафтов - смена состояний. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.2. | Природные ритмы ландшафтов. Иерархия и характерные времена ритмов. | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.3. | Энергетические факторы функционирования. Элементарные процессы ландшафтного энерго-массообмена. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.4. | Цепные реакции разрушительных процессов в ландшафтах.Восстановительная сукцессия | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 8. УЧЕНИЕ О ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТАХ. АНТРОПОГЕНИЗАЦИЯ ЛАНДШАФТНОЙ ОБОЛОЧКИ | ||||||
8.1. | Планетарная система "природа-общество". Важнейшие этапы эволюции человечества и земной природы. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
8.2. | Техногенная миграция элементов. Устойчивость геосистем к техногенным воздействиям. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
8.3. | Природно-антропогенные ландшафты, специфика их структуры, энергетики, функционирования. | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
8.4. | Техногенные воздействия на структуру и функционирование геосистем: изменение гравитационного равновесия, влагооборота и водного баланса, теплового баланса, биологического равновесия и биологического круговорота веществ | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
8.5. | Современные природно-антропогенные ландшафты. | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 9. КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ | ||||||
9.1. | Ландшафты и культурогенез. | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
9.2. | Современные культурные ландшафты (сельскохозяйственные, городские, рекреационные); структура, функционирование, антропогенная регуляция. | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
9.3. | Основные географические принципы организации территории культурного ландшафта. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 10. ЛАНДШАФТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ | ||||||
10.1. | Ландшафтное картографирование. | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
10.2. | Дистанционное (аэрокосмическое) ландшафтное моделирование. | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы по курсу. 1. Предмет ландшафтоведения. Природные территориальные (географические) комплексы и геосистемы (текущий контроль) 2. Основные понятия учения о геосистемах (текущий контроль) 3. Содержание и задачи ландшафтоведения (текущий контроль) 4. Ландшафтоведение среди наук, его методологическое и практическое значение (текущий контроль) 5. Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов: азональность, секторность и системы ландшафтных зон (текущий контроль) 6. Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов: ярусность и барьерность (текущий контроль) 7. Компоненты ландшафта и ландшафтообразующие факторы (текущий контроль) 8. Границы ландшафтов (текущий контроль) 9. Морфология ландшафтов (текущий контроль) 10. Локальная дифференциация ландшафтов (текущий контроль) 11. Вертикальная и горизонтальная структура ландшафтов (текущий контроль) 12. Функционирование ландшафтов: биотический оборот веществ (текущий контроль) 13. Энергетика и интенсивность функционирования ландшафтов (текущий контроль) 14. Годичный цикл функционирования ландшафтов. Календарь природы на основе фенологических наблюдений (текущий контроль) 15. Стабильность и развитие ландшафтов (текущий контроль) 16. Типы ландшафтов Земли: полярные и приполярные, бореальные и суббореальные ландшафты (текущий контроль) 17. Типы ландшафтов Земли: суббореальные ландшафты (типичные и переходные к субтропическим) (текущий контроль) 18. Типы ландшафтов Земли: субтропические, тропические и субэкваториальные ландшафты (текущий контроль) 19. Типы ландшафтов Земли: экваториальные ландшафты (текущий контроль) 20. Физико-географическое районирование (текущий контроль) 21. Природно-антропогенные ландшафты (текущий контроль) 22. Техногенные воздействия на структуру и функционирование геосистем (текущий контроль) 23. Устойчивость геосистем к техногенным воздействиям, основные структурно-динамические закономерности природно-антропогенных ландшафтов (текущий контроль) 24. Культурный ландшафт: структура, функционирование, антропогенная регуляция (текущий контроль) |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Концептуальные основы ландшафтове дения 2. Природные компоненты ландшафта 3. Иерархия природных геосистем 4. Закономерности ландшафтной дифференциации суши 5. Функционирование природных геосистем 6. Культурный ландшафт 7. Ландшафтное моделирование |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Контрольные вопросы по курсу. 1. Предмет ландшафтоведения. Природные территориальные (географические) комплексы и геосистемы (текущий контроль) 2. Основные понятия учения о геосистемах (текущий контроль) 3. Содержание и задачи ландшафтоведения (текущий контроль) 4. Ландшафтоведение среди наук, его методологическое и практическое значение (текущий контроль) 5. Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов: азональность, секторность и системы ландшафтных зон (текущий контроль) 6. Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов: ярусность и барьерность (текущий контроль) 7. Компоненты ландшафта и ландшафтообразующие факторы (текущий контроль) 8. Границы ландшафтов (текущий контроль) 9. Морфология ландшафтов (текущий контроль) 10. Локальная дифференциация ландшафтов (текущий контроль) 11. Вертикальная и горизонтальная структура ландшафтов (текущий контроль) 12. Функционирование ландшафтов: биотический оборот веществ (текущий контроль) 13. Энергетика и интенсивность функционирования ландшафтов (текущий контроль) 14. Годичный цикл функционирования ландшафтов. Календарь природы на основе фенологических наблюдений (текущий контроль) 15. Стабильность и развитие ландшафтов (текущий контроль) 16. Типы ландшафтов Земли: полярные и приполярные, бореальные и суббореальные ландшафты (текущий контроль) 17. Типы ландшафтов Земли: суббореальные ландшафты (типичные и переходные к субтропическим) (текущий контроль) 18. Типы ландшафтов Земли: субтропические, тропические и субэкваториальные ландшафты (текущий контроль) 19. Типы ландшафтов Земли: экваториальные ландшафты (текущий контроль) 20. Физико-географическое районирование (текущий контроль) 21. Природно-антропогенные ландшафты (текущий контроль) 22. Техногенные воздействия на структуру и функционирование геосистем (текущий контроль) 23. Устойчивость геосистем к техногенным воздействиям, основные структурно-динамические закономерности природно-антропогенных ландшафтов (текущий контроль) 24. Культурный ландшафт: структура, функционирование, антропогенная регуляция (текущий контроль) |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ю.М. Галицкова | Наука о земле. Ландшафтоведение : учебное пособие | Самара: СГАСУ, 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142970 |
Л1.2 | Д. В. Черных, Д. А. Дурникин | Ландшафтоведение с основами ландшафтной экологии: учебное пособие | Барнаул: изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/144 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.Н. Ласточкин | Основы общей теории геосистем : учебное пособие | Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | А.Н. Ласточкин | Основы общей теории геосистем : Учебное пособие | Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. http://www.lib.asu.ru | |||
Э2 | 2. http://www.biblioclub.ru | |||
Э3 | 3. http://www.netshkola.com | |||
Э4 | 4. http://www.alleng.ru | |||
Э5 | 5. http://www.ecolife.ru | |||
Э6 | 6. http://www.book.tr.200.net | |||
Э7 | 7. http://www.books.demetri.ru | |||
Э8 | Курс в Moodle «Ландшафтоведение» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
406М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед. |
Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций; Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе); По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д. Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам. Методические указания для индивидуальных практических заданий Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы. Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа. Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям: 1.полнота раскрытия темы; 2.глубина и полнота анализа литературы; 3.наличие анализа, собственной авторской позиции; 4.использование современных литературных источников по проблеме; 5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования); 6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента. Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания При работе балльно-рейтинговой технологии: 0 баллов – работа не выполнена 3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2) 4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований 5 баллов – работа выполнена полностью. Примерные критерии оценки: -оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала; -оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности; -оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя; -оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине». Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем. На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов. Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю. Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения. Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д. |