МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ПП-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 35
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 35 35 35 35
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2016-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
О.В. Останин, к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой О.В. Останин, к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системного подхода к географическому и геоэкологическому познанию мира, представлений о единстве ландшафтной сферы Земли и слагающих ее природных и природно-антропогенных геосистем.
Задачи:
- формировать у студентов системного подхода к географическому и геоэкологическому познанию мира
- представлять единство ландшафтной сферы Земли и слагающих ее природных и природо-антропогенных геосистем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 владением знаниями основ учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о геосистемной концепции в ландшафтове-дении, понятия "природный территориальный комплекс" (ПТК), "природная геосистема", "природно-антропогенная геосистема", экосистемную концепцию, соотношение понятий "геосистема"- "экосистема;
- об основных организационных уровнях геосистем: локальный, региональный, планетарный;
- о типах связей: природных компонентов и структуры ландшафта;
- о природных факторах пространственной дифференциации ландшафтов, зональность ландшафтов;
- о генезисе и устойчивости ландшафтов;
- о функционировании природных геосистем;
- о динамике ландшафтов;
- о культурных ландшафтах и ландшафтном моделировании.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать: концептуальные основы науки о ландшафтах, вертикальную, горизонтальную и временную структуру геосистем, основные закономерности ландшафтной дифференциации, классификацию природных ландшафтов
Уметь: применять на практике методики ландшафтных исследований: моделирование, ландшафтное картографирование, ландшафтный анализ, ландшафтная метрика
Знать: о ландшафте как объекте природопользования и природообустройства, принципы охраны ландшафтов, создании культурных ландшафтов
Уметь: применять на практике умение оценки последствий антропогенных последствий на ландшафт
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- по оценки техногенных воздействий на структуру и функционирование геосистем: изменения гравитационного равновесия, влагооборота и водного баланса, теплового баланса, биологического равновесия и биологического круговорота веществ.
- управления качеством окружающей среды, прогнозирования неблагоприятных последствий деятельности человека при освоении ландшафтов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концептуальные основы ландшафтоведения.
1.1. Общенаучные представления о системах. Геосистемная концепция в ландшафтоведении. Лекции 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Экосистемная концепция. Сам. работа 4 8 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Природные компоненты ландшафта.
2.1. Природная геосистема как совокупность взаимосвязанных компонентов - литогенной основы, воздушных масс, природных вод, почв, растительности, животного мира. Сам. работа 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Природные компаненты, их роль в формировании, дифференциации и интеграции ландшафтной оболочки. Сам. работа 4 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Вещественные энергетические, информационные свойства природных компонентов. Сам. работа 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Горизонтальная и вертикальная структура природных геосистем. Сам. работа 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. ИЕРАРХИЯ ПРИРОДНЫХ ГЕОСИСТЕМ
3.1. Основные организационные уровни геосистем: локальный, региональный, планетарный. Их пространственно-временные масштабы. Лекции 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Географические местности. Сам. работа 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Элементарные природные геосистемы - фации. Генетические и функциональные сопряжения фаций – подурочища, урочища. Сам. работа 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Ландшафт – узловая единица геосистемной иерархии. Сам. работа 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. СВЯЗИ ПРИРОДНЫХ КОМПОНЕНТОВ И СТРУКТУРА ЛАНДШАФТА
4.1. Типы связей: вещественные энергетические, информационные. Характерные сопряжения природных компонентов в различных физико-географических условиях Лекции 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Территориальная организованность ландшафта и факторы ее определяющие Сам. работа 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЛАНДШАФТНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СУШИ
5.1. Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов. Зональность ландшафтов. Лекции 4 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Экспозиция склонов и ландшафты. Инсоляционная и циркуляционная асимметрия ландшафтов. Сам. работа 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. ГЕНЕЗИС И УСТОЙЧИВОСТЬ ЛАНДШАФТОВ
6.1. Принцип историзма и генетический подход в ландшафтоведении. Саморазвитие природных геосистем. Первичная сукцессия, климакс ландшафта. Лекции 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Палеогеографические исследования становления современных ландшафтов. Сам. работа 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ГЕОСИСТЕМ
7.1. Биопродуктивность и биомасса ландшафтов. Биологический круговорот веществ. Трофические цепи. Лекции 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Морфолитогенез, формирование коры выветривания, почвообразование как результат функционирования ландшафта. Практические 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. ДИНАМИКА ЛАНДШАФТОВ
8.1. Состояния природных геосистем. Динамика ландшафтов - смена состояний. Энергетические факторы функционирования. Элементарные процессы ландшафтного энерго-массообмена. Лекции 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Природные ритмы ландшафтов. Иерархия и характерные времена ритмов. Практические 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.3. Цепные реакции разрушительных процессов в ландшафтах.Восстановительная сукцессия Практические 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. УЧЕНИЕ О ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТАХ
9.1. Планетарная система "природа-общество". Лекции 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.2. Природно-антропогенные ландшафты, специфика их структуры, энергетики, функционирования. Практические 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. АНТРОПОГЕНИЗАЦИЯ ЛАНДШАФТНОЙ ОБОЛОЧКИ
10.1. Важнейшие этапы эволюции человечества и земной природы. Техногенная миграция элементов. Устойчивость геосистем к техногенным воздействиям. Сам. работа 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.2. Техногенные воздействия на структуру и функционирование геосистем: изменение гравитационного равновесия, влагооборота и водного баланса, теплового баланса, биологического равновесия и биологического круговорота веществ Практические 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.3. Современные природно-антропогенные ландшафты. Практические 4 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 11. КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ
11.1. Ландшафты и культурогенез. Практические 4 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
11.2. Современные культурные ландшафты (сельскохозяйственные, городские, рекреационные); структура, функционирование, антропогенная регуляция. Практические 4 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
11.3. Основные географические принципы организации территории культурного ландшафта. Сам. работа 4 3 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 12. ЛАНДШАФТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
12.1. Ландшафтное картографирование. Практические 4 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
12.2. Дистанционное (аэрокосмическое) ландшафтное моделирование. Практические 4 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы по курсу.
1. Предмет ландшафтоведения. Природные территориальные (географические) комплексы и геосистемы (текущий контроль)
2. Основные понятия учения о геосистемах (текущий контроль)
3. Содержание и задачи ландшафтоведения (текущий контроль)
4. Ландшафтоведение среди наук, его методологическое и практическое значение (текущий контроль)
5. Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов: азональность, секторность и системы ландшафтных зон (текущий контроль)
6. Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов: ярусность и барьерность (текущий контроль)
7. Компоненты ландшафта и ландшафтообразующие факторы (текущий контроль)
8. Границы ландшафтов (текущий контроль)
9. Морфология ландшафтов (текущий контроль)
10. Локальная дифференциация ландшафтов (текущий контроль)
11. Вертикальная и горизонтальная структура ландшафтов (текущий контроль)
12. Функционирование ландшафтов: биотический оборот веществ (текущий контроль)
13. Энергетика и интенсивность функционирования ландшафтов (текущий контроль)
14. Годичный цикл функционирования ландшафтов. Календарь природы на основе фенологических наблюдений (текущий контроль)
15. Стабильность и развитие ландшафтов (текущий контроль)
16. Типы ландшафтов Земли: полярные и приполярные, бореальные и суббореальные ландшафты (текущий контроль)
17. Типы ландшафтов Земли: суббореальные ландшафты (типичные и переходные к субтропическим) (текущий контроль)
18. Типы ландшафтов Земли: субтропические, тропические и субэкваториальные ландшафты (текущий контроль)
19. Типы ландшафтов Земли: экваториальные ландшафты (текущий контроль)
20. Физико-географическое районирование (текущий контроль)
21. Природно-антропогенные ландшафты (текущий контроль)
22. Техногенные воздействия на структуру и функционирование геосистем (текущий контроль)
23. Устойчивость геосистем к техногенным воздействиям, основные структурно-динамические закономерности природно-антропогенных ландшафтов (текущий контроль)
24. Культурный ландшафт: структура, функционирование, антропогенная регуляция (текущий контроль)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Концептуальные основы ландшафтове
дения
2. Природные компоненты ландшафта
3. Иерархия природных геосистем
4. Закономерности ландшафтной дифференциации суши
5. Функционирование природных геосистем
6. Культурный ландшафт
7. Ландшафтное моделирование

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Контрольные вопросы по курсу.
1. Предмет ландшафтоведения. Природные территориальные (географические) комплексы и геосистемы (текущий контроль)
2. Основные понятия учения о геосистемах (текущий контроль)
3. Содержание и задачи ландшафтоведения (текущий контроль)
4. Ландшафтоведение среди наук, его методологическое и практическое значение (текущий контроль)
5. Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов: азональность, секторность и системы ландшафтных зон (текущий контроль)
6. Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов: ярусность и барьерность (текущий контроль)
7. Компоненты ландшафта и ландшафтообразующие факторы (текущий контроль)
8. Границы ландшафтов (текущий контроль)
9. Морфология ландшафтов (текущий контроль)
10. Локальная дифференциация ландшафтов (текущий контроль)
11. Вертикальная и горизонтальная структура ландшафтов (текущий контроль)
12. Функционирование ландшафтов: биотический оборот веществ (текущий контроль)
13. Энергетика и интенсивность функционирования ландшафтов (текущий контроль)
14. Годичный цикл функционирования ландшафтов. Календарь природы на основе фенологических наблюдений (текущий контроль)
15. Стабильность и развитие ландшафтов (текущий контроль)
16. Типы ландшафтов Земли: полярные и приполярные, бореальные и суббореальные ландшафты (текущий контроль)
17. Типы ландшафтов Земли: суббореальные ландшафты (типичные и переходные к субтропическим) (текущий контроль)
18. Типы ландшафтов Земли: субтропические, тропические и субэкваториальные ландшафты (текущий контроль)
19. Типы ландшафтов Земли: экваториальные ландшафты (текущий контроль)
20. Физико-географическое районирование (текущий контроль)
21. Природно-антропогенные ландшафты (текущий контроль)
22. Техногенные воздействия на структуру и функционирование геосистем (текущий контроль)
23. Устойчивость геосистем к техногенным воздействиям, основные структурно-динамические закономерности природно-антропогенных ландшафтов (текущий контроль)
24. Культурный ландшафт: структура, функционирование, антропогенная регуляция (текущий контроль)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.М. Галицкова Наука о земле. Ландшафтоведение : учебное пособие Самара: СГАСУ, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142970
Л1.2 Д. В. Черных, Д. А. Дурникин Ландшафтоведение с основами ландшафтной экологии: учебное пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/144
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.Н. Ласточкин Основы общей теории геосистем : учебное пособие Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 А.Н. Ласточкин Основы общей теории геосистем : Учебное пособие Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.lib.asu.ru
Э2 2. http://www.biblioclub.ru
Э3 3. http://www.netshkola.com
Э4 4. http://www.alleng.ru
Э5 5. http://www.ecolife.ru
Э6 6. http://www.book.tr.200.net
Э7 7. http://www.books.demetri.ru
Э8 Курс в Moodle «Ландшафтоведение» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.