МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Барышникова О.Н.;к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование геосистемных представлений о ландшафтной сфере Земли.
Задачи:
-знакомство с основными положениями системной парадигмы как основами ландшафтоведения;
-изучение научных и социально-экономических предпосылок развития ландшафтоведения;
-формирование представления об иерархической организации и полиструктурности ландшафтной оболочки;
-формирование представлений о пространственно-временной структуре природных геосистем;
-формирование понятий «динамика» и «устойчивость» геосистем;
-знакомство с геоэкологическими принципами формирования природно-антропогенных геосистем;
-формирование представления о систематике ландшафтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Строение биосферы. Соотношение поняттий: географическая оболочка, ландшафтная оболочка, биосфера.
- Классификацию методов географических исследований. Соотношение понятий метод, методика, методология науки.
- Этапы геологической истории Земли.
- Зкзогенные и эндогенные факторы рельефообразования. Формы рельефа Земной поверхности.
- Факторы формирования климата. Климатические пояса и области.
- Эволюция органического мира, растительные формации, биомы суши, учение об ареалах.
- Почвообразующие процессы, география почв.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;
- применять на практике методы ландшафтных исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы с научной литературой по ландшафтоведению;
- применения на практике новых теоретических разработок ландшафтоведов;
- анализа ландшафтных и покомпонентных карт и составления на их основе комплексных описаний территории;
- применения в своих исследованиях системного, экологического и проблемного подходов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в ландшафтоведение
1.1. Системная парадигма в ландшафтоведении, сущность геосистемной концепции. Лекции 4 1 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. География как ландшафтоведение. Соотношение понятий «географическая оболочка», «биосфера», «ландшафтная сфера». Лекции 4 1 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Знакомство с основными понятиями и терминами ландшафтоведения. Практические 4 2 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Основные понятия и термины ландшафтоведения. Сам. работа 4 8 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Структура ПТК
2.1. Структура (вертикальная и горизонтальная) природно-территориальных комплексов (ПТК). Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Построение ландшафтного профиля. Практические 4 4 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Факторы дифференциации ландшафтной сферы Земли. Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Изучение вертикальной структуры ПТК. Практические 4 2 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Динамика, функционирование и устойчивость ландшафтов. Лекции 4 4 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Изучение морфологическая структуры ландшафта Практические 4 4 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Генезис и эволюция ландшафтов. Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Классификация ландшафтов. Практические 4 4 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Методы ландшафтных исследований. Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.10. Изучение пространственно-временной структуры ландшафтов. Практические 4 2 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.11. Построение ландшафтной карты с использованием космических снимков. Сам. работа 4 14 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.12. Подготовка презентации с характеристикой ландшафтов конктетной территории. Сам. работа 4 14 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Природно-антропогенные ландшафты.
3.1. Природно-антропогенные и культурные ландшафты. Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Ландшафтная экология и геоэкологическая концепция культурных ландшафтов. Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Решение ландшафтно-экологических задач. Сам. работа 4 18 ОПК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Подготовка к зачету. Сам. работа 4 18 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Зсм. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р.Н. Плотникова, О.В. Клепиков, М.В. Енютина, Л.Н. Костылева Науки о Земле: Учебное пособие , 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Е. Ю. Колбовский Ландшафтоведение: Учебное пособие Академия, 2007
Л1.3 Ю.М. Галицкова Наука о земле. Ландшафтоведение : учебное пособие Самара: СГАСУ, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142970
Л1.4 Л. К. Казаков Ландшафтоведение: Учебник Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д. В. Черных, Д. А. Дурникин Ландшафтоведение с основами ландшафтной экологии: учебное пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/144
Л2.2 А.Н. Ласточкин Основы общей теории геосистем : учебное пособие Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 А.Н. Ласточкин Основы общей теории геосистем : Учебное пособие Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.geog.ouc.bc.ca/physgeog/home.html
Э2 http://www.silvafor.org/index.htm
Э3 http://wwwscas.cit.cornel/edu/landeval/landeval.hnm
Э4 www.kluweronlin.com
Э5 www.fao.org/gtos/lnksland.html
Э6 http://ask.usgs.gov/
Э7 Электронная ландшафтная карта СССР,
Э8 www.torrentino.ru
Э9 Курс в Moodle «Ландшафтоведение» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
h«p://www.geog.ouc.bc.ca/physgeog/home.himl
htlp://www.silvafor.org/index.htm
hup://www.scas.cii.comel/edu/landevul/landeval.hnm
wwwJcluweronlin.com
www.fao.org/glos/lnksland.hlml
http://ask.usgs.gov/
Электронная ландшафтная карта СССР.
www.toiTentino.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.