МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математическая статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Дьякова Г.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Математическая статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Останин О.В., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Останин О.В., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение студентов теоретическим основам математической статистики и выработка у них навыков эффективного использования математических методов в решении конкретных практических задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 владением базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и теоремы теории вероятностей;
основные законы распределения случайных величин;
методы регрессионного и корреляционного анализа;
методы обработки, анализа и синтеза числовой информации;
методику применения информационных и компьютерных технологий в экологических исследованиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.строить вероятностные модели;
вычислять вероятности случайных событий;
применять наиболее важные законы распределения случайных величин и их числовые характеристики;
проводить статистический анализ экологической информации;
методику применения информационных и компьютерных технологий в экологических исследованиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть методикой сбора, обработки и анализа статистических данных в зависимости от целей исследования;
владеть навыками определения генеральной совокупности и исследуемой случайной величины;
владеть техникой проверки гипотез;
навыками прогнозирования состояния окружающей среды на основе статистических данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Основы теории вероятности Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Определение вероятности Практические 3 2 ОПК-1, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Теоремы вероятности событий Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Основы метематической статистики
2.1. Случайные величины Лекции 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Математическое ожидание Практические 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Определение среднего многолетнего по коротким рядам Практические 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Интегральная и дифференциальная функции распределения Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Практическая статистика
3.1. Совокупности и выборки Лекции 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Корреляция и факторный анализ Лекции 3 4 ОПК-1, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Практическое применение основ математической статистики Лекции 3 4 ОПК-1, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Статистическое распределение выборки Практические 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Ститистические оценки параметров распределения Практические 3 4 ОПК-1, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Определение среднего многолетнего Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Повторение пройденного материала, подготовка к сдаче зачета Сам. работа 3 16 ОПК-1, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине "Математическая статистика"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине "Математическая статистика"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине "Математическая статистика"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.Н. Калинина Теория вероятностей и математическая статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2015 https://www.biblio-online.ru/book/teoriya-veroyatnostey-i-matematicheskaya-statistika-386260
Л1.2 А.А. Васильев Теория вероятностей и математическая статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: изд-во Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/3F13A609-9D28-44A2-A070-1A025A293A4F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боровков А.А. Математическая статистика: учебник М.: Наука, 1984
Л2.2 Галахов В.П. Основы теории вероятности и математической статистики: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Галахов В.П. Основы теории вероятности и математической статистики: методическое пособие Алт.ун-та, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Математическая статистика» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://statanaliz.info/
http://statsoft.ru/
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся при подготовке к лекциям по дисциплине "Математическая статистика":
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В ходе лекции студенты ведут конспект, отмечая основные положения и тезисы. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель подводит итоги лекции. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям:
При подготовке к семинарскому занятию необходимо четко структурировать ответ на вопрос, слядя за тем, чтобы он не пересекался с ответами на другие поставленные на семинаре вопросы.
Ответ на семинаре должен быть кратким и лаконичным, но полностью объемлющим суть поставленного вопроса. Ответ в виде доклада может быть проиллюстрирован презентацией. Время доклада не должно превышать 10 минут (с учетом времени ответов на дополнительные вопросы).
Если какой-либо из ворпосов или заданий семинарского или практического занятия неясен следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы:
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованными учебниками и электронными ресурсами, список которых приведен в РПД "Математическая статистика".
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД "Математическая статистика", особое внимание уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.