МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление безопасностью труда персонала

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Кузнецова О.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление безопасностью труда персонала

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лобова С.В., д.э.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Лобова С.В., д.э.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются овладение системой теоретико-методологических, организационных и финансово-экономических знаний по совершенствованию процесса управления безопасностью труда, приобретение умений использовать эти знания в профессиональной деятельности и формирование необходимых компетенций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала, а также владение технологиями управления безопасностью труда персонала и умение применять их на практике
ПК-18 владением методами оценки и прогнозирования профессиональных рисков, методами анализа травматизма и профессиональных заболеваний, знанием основ оценки социально-экономической эффективности разработанных мероприятий по охране труда и здоровья персонала и умением применять их на практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные нормативные документы, определяющие нормы охраны труда;
- понятие рисков в разрезе охраны труда;
- основные нормы трудового законодательства;
- показатели производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- особенности производственных и профессиональных рисков, методы их оценки и прогнозирования;
- основы эффективного управления профессиональными и производственными рисками

3.2.Уметь:
3.2.1.- определять нормативные документы, регламентирующие трудовую деятельность;
- определять показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- анализировать профессиональные риски;
- определять нормы трудового законодательства, необходимые для соблюдения в определенной сфере деятельности;
- прогнозировать, оценивать и предупреждать профессиональные риски;
- эффективно управлять профессиональными и производственными рисками


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.определения нормативных документов, регламентирующих трудовую деятельность; анализа профессиональных рисков; прогнозирования, оценки и предупреждения профессиональных рисков; управления профессиональными и производственными рисками в организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия безопасности.Охрана и условия труда.Система управления охраной труда.
1.1. Сущность, содержание, основные понятия безо-пасности Лекции 7 6 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Сущность, содержание, основные понятия безо-пасности Практические 7 4 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Сущность, содержание, основные понятия безо-пасности Сам. работа 7 2 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Условия труда и факто-ры, их определяющие Лекции 7 4 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Условия труда и факто-ры, их определяющие Практические 7 6 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Условия труда и факто-ры, их определяющие Сам. работа 7 2 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Производственные фак-торы Лекции 7 2 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Производственные фак-торы Практические 7 1 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Производственные фак-торы Сам. работа 7 4 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Профессиональные риски Лекции 7 2 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.11. Профессиональные риски Практические 7 1 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.12. Профессиональные риски Сам. работа 7 4 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.13. Охрана труда как соци-ально-экономическая категория Лекции 7 2 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.14. Охрана труда как соци-ально-экономическая категория Сам. работа 7 20 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.15. Система управления ох-раной труда Лекции 7 2 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.16. Система управления ох-раной труда Практические 7 4 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.17. Система управления ох-раной труда Сам. работа 7 10 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.18. Совершенствование сис-темы управления охра-ной труда Лекции 7 2 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.19. Совершенствование сис-темы управления охра-ной труда Практические 7 6 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.20. Совершенствование сис-темы управления охра-ной труда Сам. работа 7 24 ПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. И. Каракеян, И. М. Никулина Безопасность жизнедеятельности: Учебник и практикум Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/2FADFE17-E750-4E6F-8ACB-CC3863FAB4C4
Л1.2 Беляков Г.И. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Беляков Г.И. Охрана труда и техника безопасности : учебник для среднего профессионального образования : Гриф УМО СПО М: Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Родионова О.М., Семенов Д.А. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ. ОХРАНА ТРУДА. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основной целью лекционных занятий является изложение
теоретических проблем дисциплины.
Лекционный материал выдается преподавателем в устной форме,
студенты конспектируют основные положения. В рамках
теоретических положений преподавателем совместно со студентами
рассматриваются примеры, необходимые для более лучшего усвоения
теоретического материала.
Для закрепления теоретических знаний по изучаемым проблемам
на лекциях проводятся семинарские занятия.
На семинарских занятиях
рассматриваются актуальные вопросы по темам дисциплины, в целях формирования
навыков на уровне «уметь» и «владеть».
Организация самостоятельной работы – это важнейшее
направление всего процесса обучения, т.к. повышает познавательную
активность будущих профессионалов, способствует формированию
самостоятельного мышления и творческого подхода к решению задач,
часто имеющих поисковый характер.
Для выполнения самостоятельной работы студентам выдаются
вопросы для изучения.