МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика управления персоналом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
курсовая работа: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Кузнецова О.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Экономика управления персоналом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Формирование у студентов системы знаний об экономических механизмах и процессах
управления трудом в организации;
• приобретение практических навыков по анализу структуры и содержания экономических
отношений, возникающих в процессах управления персоналом;
• приобретение умений разрабатывать и проводить экономическое обоснование мероприятий,
направленных на повышение эффективности деятельности персонала.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14 владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике
ПК-15 владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала организации, умением рассчитывать численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации
ПК-22 умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение, владением навыками контроля за использованием рабочего времени
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.экономические показатели деятельности организации и показатели по труду; внутренние и внешние факторы, влияющие на эффективность деятельности персонала организации;основы формирования бюджета затрат на персонал, контроля за его исполнением
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать экономические показатели деятельности организации и показатели по труду, разрабатывать и внедрять экономически целесообразные мероприятия по их улучшению; определять численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации; формировать бюджет затрат на персонал, контролировать его исполнение; составлять баланс использования рабочего времени
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду, разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению; определения численности и профессионального состава персонала в соответствии со стратегическими планами организации;формирования бюджета затрат на персонал, контроля за его использованием; составления баланса использования рабочего времени

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы контрактных отношений между работником и работодателем. Проблемы измерения производительности труда работника.
1.1. Предмет, проблематика и основные понятия экономики управления персоналом. Теоретические основы дисциплины и методологические подходы к изучению экономики управления персоналом. Взаимодействие экономики управления персоналом с другими разделами экономической науки. Позитивные и нормативные аспекты, практические приложения экономики управления персоналом Лекции 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет, проблематика и основные понятия экономики управления персоналом. Теоретические основы дисциплины и методологические подходы к изучению экономики управления персоналом. Взаимодействие экономики управления персоналом с другими разделами экономической науки. Позитивные и нормативные аспекты, практические приложения экономики управления персоналом Практические 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Предмет, проблематика и основные понятия экономики управления персоналом. Теоретические основы дисциплины и методологические подходы к изучению экономики управления персоналом. Взаимодействие экономики управления персоналом с другими разделами экономической науки. Позитивные и нормативные аспекты, практические приложения экономики управления персоналом Сам. работа 7 4 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Проблема несовершенного измерения производительности. Подходы к оценке производительности в условиях многоплановых рабочих задач (multitasking). Оценка количества и качества выпуска работника. Субъективная оценка производительности. Относительная (сравнительная) оценка производительности. Лекции 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Проблема несовершенного измерения производительности. Подходы к оценке производительности в условиях многоплановых рабочих задач (multitasking). Оценка количества и качества выпуска работника. Субъективная оценка производительности. Относительная (сравнительная) оценка производительности. Практические 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Проблема несовершенного измерения производительности. Подходы к оценке производительности в условиях многоплановых рабочих задач (multitasking). Оценка количества и качества выпуска работника. Субъективная оценка производительности. Относительная (сравнительная) оценка производительности. Сам. работа 7 4 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Карьерные стимулы. Альтернативы стимулирующим контрактам. Стратегии поиска, найма и увольнения работников.Бюджет затрат на персонал. Баланс рабочего времени.
2.1. Модели карьерных стимулов. Продвижение по карьерной лестнице. Оплата в зависимости от стажа в компании. Продвижение и оплата по принципу турнира. Пожизненные контракты (tenure contracts), контракты по принципу «продвижение или увольнение» (up-or-out contracts). Лекции 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Модели карьерных стимулов. Продвижение по карьерной лестнице. Оплата в зависимости от стажа в компании. Продвижение и оплата по принципу турнира. Пожизненные контракты (tenure contracts), контракты по принципу «продвижение или увольнение» (up-or-out contracts). Практические 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Модели карьерных стимулов. Продвижение по карьерной лестнице. Оплата в зависимости от стажа в компании. Продвижение и оплата по принципу турнира. Пожизненные контракты (tenure contracts), контракты по принципу «продвижение или увольнение» (up-or-out contracts). Сам. работа 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Мониторинг усилий или выпуска работника как альтернатива стимулирующим контрактам. Мониторинг и «эффективные зарплаты» (efficiency wages) - модель Шапиро-Стиглица. Внутренняя мотивация как альтернатива внешним стимулам. Поведенческие аспекты внешних стимулов: вытеснение внутренней мотивации, альтруизм, справедливость и взаимность (reciprocity). Экспериментальное тестирование поведенческих теорий. Лекции 7 1 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Мониторинг усилий или выпуска работника как альтернатива стимулирующим контрактам. Мониторинг и «эффективные зарплаты» (efficiency wages) - модель Шапиро-Стиглица. Внутренняя мотивация как альтернатива внешним стимулам. Поведенческие аспекты внешних стимулов: вытеснение внутренней мотивации, альтруизм, справедливость и взаимность (reciprocity). Экспериментальное тестирование поведенческих теорий. Практические 7 4 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Мониторинг усилий или выпуска работника как альтернатива стимулирующим контрактам. Мониторинг и «эффективные зарплаты» (efficiency wages) - модель Шапиро-Стиглица. Внутренняя мотивация как альтернатива внешним стимулам. Поведенческие аспекты внешних стимулов: вытеснение внутренней мотивации, альтруизм, справедливость и взаимность (reciprocity). Экспериментальное тестирование поведенческих теорий. Сам. работа 7 6 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Проблема асимметрии информации при найме работников. Установление стандартов найма. Модели скрининга, сигнализирования и само-отбора. Условные контракты. Удержание и увольнение работников. Издержки найма и увольнения. Долгосрочные трудовые отношения и человеческий капитал. Лекции 7 4 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Виды неденежных компенсаций, масштабы их предоставления в России и в других странах. Основные теории, объясняющие предоставление неденежных форм компенсации фирмами: экономия от масштаба, сравнительные преимущества, гетерогенные предпочтения работников и само-отбор, удержание работников в компании. Компенсирующие различия в оплате труда. Участие в собственности компании (stock ownership) как стимулирующая форма компенсации. Лекции 7 4 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Проблема асимметрии информации при найме работников. Установление стандартов найма. Модели скрининга, сигнализирования и само-отбора. Условные контракты. Удержание и увольнение работников. Издержки найма и увольнения. Долгосрочные трудовые отношения и человеческий капитал. Сам. работа 7 4 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Проблема асимметрии информации при найме работников. Установление стандартов найма. Модели скрининга, сигнализирования и само-отбора. Условные контракты. Удержание и увольнение работников. Издержки найма и увольнения. Долгосрочные трудовые отношения и человеческий капитал. Практические 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Виды неденежных компенсаций, масштабы их предоставления в России и в других странах. Основные теории, объясняющие предоставление неденежных форм компенсации фирмами: экономия от масштаба, сравнительные преимущества, гетерогенные предпочтения работников и само-отбор, удержание работников в компании. Компенсирующие различия в оплате труда. Участие в собственности компании (stock ownership) как стимулирующая форма компенсации. Лекции 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Виды неденежных компенсаций, масштабы их предоставления в России и в других странах. Основные теории, объясняющие предоставление неденежных форм компенсации фирмами: экономия от масштаба, сравнительные преимущества, гетерогенные предпочтения работников и само-отбор, удержание работников в компании. Компенсирующие различия в оплате труда. Участие в собственности компании (stock ownership) как стимулирующая форма компенсации. Практические 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Виды неденежных компенсаций, масштабы их предоставления в России и в других странах. Основные теории, объясняющие предоставление неденежных форм компенсации фирмами: экономия от масштаба, сравнительные преимущества, гетерогенные предпочтения работников и само-отбор, удержание работников в компании. Компенсирующие различия в оплате труда. Участие в собственности компании (stock ownership) как стимулирующая форма компенсации. Сам. работа 7 8 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Формальное и неформальное обучение на рабочем месте (on-the-job training). Обучение общим (general) и специфическим (firm-specific) навыкам: стимулы к обучению и источники финансирования (обучение за счет работника или за счет фирмы). Теории, объясняющие финансирование общего обучения фирмами. Практические 7 4 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Формальное и неформальное обучение на рабочем месте (on-the-job training). Обучение общим (general) и специфическим (firm-specific) навыкам: стимулы к обучению и источники финансирования (обучение за счет работника или за счет фирмы). Теории, объясняющие финансирование общего обучения фирмами. Сам. работа 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.16. Бюджет затрат на персонал Лекции 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.17. Бюджет затрат на персонал Практические 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.18. Бюджет затрат на персонал Сам. работа 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.19. Баланс рабочего времени Лекции 7 1 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.20. Баланс рабочего времени Практические 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.21. Баланс рабочего времени Сам. работа 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.22. Выполнение курсовой работы Сам. работа 7 5 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Кохова [и др.] ; отв. ред. В. М. Маслова Экономика и социология труда: теория и практика. —: учебник М. : Издательство Юрайт, 2017. — 539 с. , urait.ru
Л1.2 Алиев, И. М. Экономика труда : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с., biblio-online.ru/book/7A783BEB-B15C-4469-A5E5-FF3403FAA617.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. — 3-е изд., перераб. и доп. Экономика труда : учебник и практикум для академического бакалавриата : учебник М. : Издательство Юрайт, 2015. — 386 с, biblio-online.ru/book/52C1BDCF-6C24-49C3-9072-8519F7450633
Л2.2 Осипова О.С. - под общ. ред. ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.